Содержание статьи

    ГОСЕТ

    ГОСЕТ (Московский Государственный еврейский театр), советский еврейский театр, созданный в 1919 в Петрограде на базе Государственной еврейской театральной студии при ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса. О его создании сообщалось 29 ноября 1918 в газете «Жизнь искусства», а в январе 1919 был объявлен набор студентов. На Фонтанке, неподалеку от Аничкова моста, по ходатайству М.Ф.Андреевой, студия получила десятикомнатную квартиру. По воспоминаниям А.В.Азарх-Грановской, вдовы создателя театра А.М.Грановского, «для тех, кто не владел еврейским разговорным языком, создавались специальные курсы… Пришла молодежь, даже из-за границы какие-то люди каким-то образом попали». ГОСЕТ начал со школы, в которой впервые получили возможность учиться еврейские актеры. Здесь преподавались актерское мастерство (Грановский), ритмическая гимнастика и пластика (Б.Г.Романов), «слово и голос» (К.А.Аленева), музыка (С.Б.Розовский, И.С.Томарс, З.А.Кисельгоф). Это было началом еврейского театра, ко дню рождения которого Еврейское театральное общество в Петрограде выпустило проспект с эмблемой М.В.Добужинского.

    Организатором стал Грановский, известный к тому времени режиссер, ученик М.Рейнхардта. По мнению К.Л.Рудницкого, этот «талантливый режиссер и опытный мастер не мог предложить студии сколько-нибудь внятной программы». Однако, по воспоминаниям вдовы Грановского, у него была в достаточной мере оригинальная программа, хотя он не декларировал ее на многочисленных в ту пору дискуссиях и диспутах. На протяжении пяти месяцев 1919 театр работал в Петрограде, 3 июля 1919 в помещении Малого театра (бывшего Суворинского) были показаны Слепые М.Метерлинка (декорации А.Бенуа) и Грех Ш.Аша, во второй вечер был показан спектакль по пьесе Строитель, написанной молодым студийцем С.М.Михоэлсом. 12 спектаклей прошло в Петрограде, 7 на гастролях в Витебске. В отличие от театра «Габима», в ГОСЕТе играли на языке идиш, хотя главной задачей Грановского было «воспитать не еврея, а человека как такового». На занятиях в студии особое внимание уделялось ритмике, жесту, движению, мелодике языка.

    Осенью1919 к Грановскому обратился руководитель Московского еврейского театра-студии А.Эфрос с предложением об объединении, и 1 апреля 1920 Центротеатр принял постановление за подписью А.В.Луначарского о переводе Еврейского камерного театра в Москву.

    По мнению В.В.Иванова, ГОСЕТ был задуман как «козырная карта против Габимы. Для этого театр срочно перевели из Петрограда в Москву, чтобы всем виднее были преимущества пролетарского театра... Смысл внезапно вспыхнувшей любви к ГОСЕКТу был прост и прям...». Иванов цитирует Докладную записку Еврейского подотдела Наркомнаца от 31 июля 1920: вновь созданный Еврейский театр представляет собой «первый серьезный шаг к созданию образцового еврейского театра, близкого народным массам как по языку, так и своей революционной идеей». Первым спектаклем, показанным 1 января 1921, стал Вечер Шолом-Алейхема, в котором во всем блеске проявились дарования ведущих артистов ГОСЕТа Михоэлса и В.Л.Зускина. Целью театра стала ожесточенная борьба против штампов старого еврейского театра, основными формами стали гротеск, шарж, ирония.

    Отныне в Москве работали два еврейских театра: опекаемая К.С.Станиславским и Е.Б.Вахтанговым «Габима» и никому не известный новый театр. С просьбой о сотрудничестве Грановский обратился к М.Шагалу. Художник начал оформлять полученное театром помещение (Чернышевский переулок, 12), создав фрески на всех стенах, плафон, в простенках между окнами расположив громадные по размеру картины, представлявшие различные отрасли искусства (ораторское, хореографическое, театральное), оригинально оформив зрительный зал на 100 мест. Здесь Грановским были поставлены такие спектакли, как Мазлтов Шолом-Алейхема, Бог мести Аша, Уриель Акоста К.Гуцкова. 9 апреля 1922 ГОСЕТ переехал в помещение на Малой Бронной со зрительным залом на 500 мест, где работал до закрытия в 1949 (ныне здесь располагается Московский драматический театр на Малой Бронной). Аудитория возросла, стала многонациональной, незнание языка не мешало зрителям оценить режиссуру Грановского и игру Михоэлса и Зускина.

    До 1924 театр работал под названием ГОСЕКТ (Государственный еврейский камерный театр). По признанию современников, лучшими спектаклями периода, когда театром руководил Грановский, были Колдунья А.Гольдфадена (1922), 200 тысяч по Шолом-Алейхему (1923), Три изюминки, композиция по театральным пародиям И.Добрушина и Н.Ойслендера (1924), Ночь на старом рынке И.-Л.Переца (1925), Путешествие Вениамина Ш М.Мойхера-Сфорима (1927), Человек воздуха Шолом-Алейхема (1928).