Содержание статьи
    Также по теме

    ХИЛЛ, ДЖОРДЖ РОЙ

    ХИЛЛ, ДЖОРДЖ РОЙ (Hill, George Roy), (1921–2002), североамериканский режиссер.

    Родился 21 декабря 1921 в Миннеаполисе, Миннесота, США. В середине 1940-х начинал как режиссер сериалов на только зарождающемся телевидении. В 1962 дебютирует в большом кино фильмом Период переоценки, трагикомедии по пьесе Теннесси Уильямса с участием молодой Джейн Фонда. Кинокартина была номинирована на «Золотой глобус» как лучшая комедия года. За основу следующего фильма берет пьесу другого великого американского драматурга, Лилиан Хеллман, Игрушки в Аттике (1963). Эта семейная драма была выдвинута на «Золотой глобус» в номинациях лучшая актриса (Джеральдина Пейдж) и лучшая актриса второго плана (Уэнди Хиллер). Режиссер – мастер тонкой и детальной проработки характеров, обладающий прекрасным чувством юмора. Это подтверждается в Мире по Генри Ориенту (по роману Норы Джонсон), смешной и грустной истории о путешествии по Нью-Йорку, в которое вовлекает двух юных девушек пианист Генри Ориент (Питер Селлерс). Неожиданно Хилл отходит от принесшего ему известность стиля и снимает дорогостоящий фильм Гавайи (огромный по тем временам бюджет в 15 млн. долларов), тяжеловесную историческую мелодраму, которая получает семь второстепенных номинаций на «Оскар» и становится самым кассовым фильмом американского кинопроката 1966. Все, что запоминается от этого зрелища – красивые пейзажи и музыка, а также блестящий актерский состав – находящаяся на пике популярности Джулия Эндрюс, Макс Фон Зюдов, Ричард Харрис, Джин Хэкман. Семь номинаций на «Оскар» (из которых одна – Элмеру Бернстайну за музыку – завершается победой) получает и следующая работа Хилла, мюзикл Абсолютно современная Милли с Джулией Эндрюс, хотя это не более чем хорошо поставленный и сыгранный мюзикл. Но в 1969 он ставит вестерн Буч Кэссиди и Санденс Кид, ставший одним из этапных фильмов мирового кинематографа.

    Конец 1960-х – время величайших перемен в американском искусстве (как, собственно, и во всей жизни). На экранах появились бунтари и нонкомформисты: от казненного английским королем сэра Томаса Мора (Человек на все времена Фреда Циннемана, 1966) до убитых Бонни и Клайда (Бонни и Клайд Артура Пенна, 1967). Остался лишь один, казалось, закоренело традиционный жанр, не тронутый ниспровергателями – вестерн. До него и добрался Хилл. Главные герои – легендарные грабители поездов Дикого Запада, Буч Кэссиди и его напарник Санденс Кид. Кем они были в жизни, неизвестно (скорее всего, обыкновенными бандитами), но в фильме Хилла Буч и Санденс – сами не осознающие того борцы с системой, люди, выходящие за установленные ей рамки, неисправимые и благородные романтики. Но несмотря на расставленные подобным образом акценты, образы эти, конечно же, не вызывали бы такую симпатию у зрителей, если бы героев не играли Пол Ньюман и Роберт Редфорд, актеры, в которых яркая внешность удивительным образом сочетается с талантом. Невероятное обаяние исходит от всего фильма: от диалогов, которые произносят актеры, от красивых пейзажей, замечательной музыки Берта Баккара (песня Raindrops Keep Falling on My Head в исполнении оркестра Поля Мориа пользовалась большой популярностью в Советском Союзе). И даже трагический финал выглядит победой героев, не сдавшихся, не утративших способность мечтать. Фильм имел беспрецедентный успех – первое место в американском кинопрокате 1969 (учитывая инфляцию, это до сих пор самый кассовый фильм) и четыре «Оскара»: за оригинальный сценарий, музыку, песню и операторскую работу.

    Тем неожиданнее получилась следующая работа – экранизация романа Курта Воннегута Бойня номер 5. Действие этой антивоенной абсурдистской аллегории происходит во время Второй мировой войны. Главному герою, Билли Пилигриму начинает казаться, что он вступает в контакт с инопланетянами. Очевидная отсылка к Вьетнаму принесла кинокартине Приз Жюри на кинофестивале в Канне, но особого внимания публики не вызвала.

    В 1973 обращается к истории, основанной на отшлифованном, остроумном сценарии и разыгранной актерами – звездами первой величины. Афера – возможно, лучшая в истории кино гангстерская комедия, в центре которой сюжет о двух жуликах, решивших обвести вокруг пальца крупного мафиози, чтобы отомстить за смерть их друга. Кто мог сыграть главные роли в подобном фильме в 1973, если не Пол Ньюман и Роберт Редфорд? Роли мошенников Генри Гондорфа и Джонни Хукера стали для этих актеров почти такими же знаковыми, как и Буч Кэссиди и Санденс Кид. Главное достоинство кинокартины – легкая, непринужденная, пропитанная оптимизмом атмосфера, созданная режиссером и сценаристом Дэвидом Уордом и актерским ансамблем. Афера становится одним из лидеров проката года и получает семь «Оскаров», включая награды за оригинальный сценарий, режиссуру и лучший фильм года.

    В 1975 и 1977 Хилл снял Редфорда и Ньюмана в последующих не очень удачных фильмах Великий Уолдо Пеппер (о летчике) и Удар по воротам (о хоккеисте), интереса критики и зрителей не вызвавших. В 1979 «Оскар» за музыку получает мелодрама Маленький романс. Последняя работа режиссера – комедия Веселая ферма с Чеви Чейзом в главной роли.

    Умер 27 декабря 2002 в Нью-Йорке.

     Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА БУЧ КЭССИДИ И САНДЕНС КИД. Роберт Редфорд, Пол Ньюмен и Кэтрин Росс

    Фильмография (режиссерская):

    Телетеатр Крафта (Craft Television Theater, 1947, ТВ-серии), Период переоценки (Period of Adjustment, 1962), Игрушки в Аттике (Toys in the Attic, 1963), Мир по Генри Ориенту (The World of Henry Orient, 1964), Гавайи (Hawaii, 1966), Абсолютно современная Милли (Thoroughly Modern Milly, 1967), Буч Кэссиди и Санденс Кид (Butch Cassidy and Sundance Kid, 1969), Бойня номер 5 (Slaughterhouse-5, 1972), Афера (The Sting, 1973), Великий Уолдо Пеппер (The Great Waldo Pepper, 1975), Удар по воротам (Slap Shot, 1977), Маленький роман (A Little Romance, 1979), Маленькая барабанщица (The Little Drummer Girl, 1984), Веселая ферма (Funny Farm, 1988).

    Михаил Водопьянов

    Литература

    Edward F. Shores. George Roy Hill (Twayne's Filmmakers). MacMillan Publishing Company, 1983
    Andrew Horton. The Films of George Roy Hill. Columbia University Press, 1984