Также по теме

ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ

ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ, особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).

Истоки театрализованных праздников.

Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы, животные и растения, – все, что окружало человека, – наделялось им душой и персонифицировалось в том или ином божестве. Каждое божество следовало задобрить – тогда и охота будет удачной, и зима теплой и земля плодородной. Отсюда возникли обряды и ритуалы, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них исполняло божество, управлявшее конкретным событием: Сатурн, в Древнем Риме управлявший течением времени и плодородием; Коляда, в славянской мифологии олицетворяющий середину зимы; Купала, у тех же славян заботящийся о лете и полевых плодах, и т.д. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей. Все участники праздника – активны, все включены в действие.

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из неразделимого восприятия рождения и смерти, пошли и т.н. личные праздники – дни рождения, дни основания, юбилеи и т.п. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.

Второй, очень серьезный аспект праздников – идеологический. Властные структуры (будь то ранне-языческие жрецы и шаманы, клерикальные власти или современные государственные правители) широко использовали праздники (и продолжают использовать) в своих интересах, формируя нужную им систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоциональной включенности окружающих; в этом состоянии люди наиболее подвержены внушению. Вот почему в истории праздников, как в капле воды, отражается вся история государственности и цивилизации.

ИСТОРИЯ

Массовые праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов, занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности: в Древней Греции – Дионисии, в Риме – Сатурналии. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия, обитающая на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные. Они сосуществовали в сложном диалектическом противостоянии и взаимодействии (см. также КАРНАВАЛ).

 Painet, Inc.     БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ

Христианская церковь вела беспощадную войну с языческими традициями празднований, одновременно широко используя театрализацию в праздниках церковных (особенно это свойственно католической церкви, с ее пышностью и зрелищностью служб и обрядов). Можно вспомнить праздничные крестные ходы, своей величавостью и торжественностью поднимая их участников над бытовым уровнем существования, приобщая к категориям высоким и вечным. Кроме того, уже в ранний период средневековья (9–12 вв.) внутри храмов начали давать представления т.н. «литургической драмы», которая позже (12–13 вв.), для увеличения зрительской аудитории, была перенесена на паперть. В 14–16 вв. чрезвычайно широко распространились постановки мистерий и моралите. Их популярность росла, количество зрителей продолжало увеличиваться, и церковные представления переместились на перегороженные площади и улицы. Однако все эти действия не смогли не только уничтожить народные театрализованные праздники, но даже снизить их популярность. В итоге церковью был выбран иной, более разумный путь – интеграционный, когда, при сохранении самого праздника, его языческая форма замещалась христианской. Ярким примером могут служить рождественские торжества, христианизировавшие два языческих праздника: рождение непобедимого Солнца (25 декабря) и рождение Диониса (6 января) (см. ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ). При этом наряду с официальными мероприятиями, в празднике Рождества были органично адаптированы и народные формы празднования новогоднего цикла: колядки, вертеп.

Наиболее драматичной в этом смысле была история борьбы с Масленицей (в католических странах – Карнавалом). Масленица в языческой традиции символизирует плодородие, но вместе с тем – зиму и смерть. Вот почему этот праздник, начинающийся с величания куклы-Масленицы, непременно заканчивается ее «похоронами», обозначающими начало нового весеннего цикла и обновления природы. Особую длительность этого праздника обусловливала, несомненно, временная свобода от насущно необходимой трудовой деятельности: сельскохозяйственные работы начинались позже. Так, весенние европейские карнавалы первоначально продолжались не менее двух недель. После ожесточенной борьбы, продолжавшейся несколько столетий, христианская церковь признала закономерность и естественность существования этого праздника, связанного с одним из главных переломных моментов природного цикла. Однако длительность канонизированного праздника была сокращена до одной недели. В православный канон масленица вошла под названием Сырной седмицы – недели, предшествующей Великому посту.

Таким образом, обычаи, традиции и даже конкретная атрибутика осваивалась христианской церковью и отчасти бралась ею на вооружение. Например, в древнейшем славянском летнем празднике «похороны кукушки» (позже – «крещение кукушки») обязательным элементом был обмен крашеными желтыми и красными яйцами среди участников. Однако это обстоятельство сегодня прочно забыто, а крашеные яйца стали непременным атрибутом праздника Пасхи.

В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, вбирающая в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Несомненно, эти праздники носили прежде всего увеселительный характер. Однако здесь формировалась традиция государственных праздников, постепенно включаемых светскими властями в арсенал идеологического воздействия на массы.

Театрализованные праздники в России.

В начале 18 в., Петр I, начавший гигантскую работу по европеизации России, особым приказом ввел в обычай т.н. ассамблеи, ставшие, по сути, российской формой придворных маскарадов. Возможно, это было средством психологического воздействия на массы: новые принципы имперской государственности формировались через эмоциональную вовлеченность в атмосферу праздника. Придворные театрализованные маскарады сопутствовали всей истории Императорского Дома Романовых, равно как и санкционированные государственной властью народные театрализованные увеселения балаганного характера.

Традиции театрализованных праздников с самого начала были взяты на вооружение государством и после Октябрьской революции. Основными целями оставались политические: пропаганда и агитация нового образа жизни. В 1920-е формы советских театрализованных праздников были необычайно разнообразны: митинги-концерты, демонстрации, политические спектакли, спортивные парады, и т.д. При этом широко использовались как массовые, так и коллективные формы театрализованных праздников.