Содержание статьи
    Также по теме

    ЧКАЛОВ, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ

    ЧКАЛОВ, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ (1904–1938) – выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза с 24 июля 1936, комбриг с 1938.

    Родился 12 февраля 1904, с.Василёво-Слобода Нижегородской губ. Сын рабочего, мастера-котельщика П.Г.Чкалова. Закончил сельскую школу и техническое училище. Работал молотобойцем, кочегаром. В возрасте 15 лет (в 1919) вступил добровольцем в ряды Красной Армии, но на фронт не попал. Работал слесарем, сборщиком самолетов в авиационном парке в Нижнего Новгорода, там и увлекся летным делом.

    В 1921–1923 учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в октябре 1923 перешел в Московскую школу высшего пилотажа, в мае 1924 – в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания.

    Успешно завершив курс обучения, с июня 1924 служил в строевых частях ВВС. Будучи назначенным в Ленинградскую истребительную эскадрилью, прославился как отважный и опытный лётчик-истребитель, в совершенстве овладевший мастерством высшего пилотажа. Дерзкий и непредсказуемый в поступках, часто совершал рискованные полеты (как пролет под Троицким мостом в Ленинграде на высоте нескольких метров над Невой), за что неоднократно наказывался. В 1925 впервые оказался в 6-месячном заключении, поскольку «явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал, шумел». В действительности, наказание последовало за то, что летчик во время тренировочного полета смог прижать к земле машину командира авиаотряда, и тот решил отстранить дерзкого ученика от полетов.

    В 1927 был восстановлен в правах. Осенью 1927 завоевал первый приз за лучшее выполнение фигур высшего пилотажа на истребителе во время воздушных соревнований. Они были организованы командованием авиабригады совместно с уездным исполкомом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Во время парада на Красной площади 8 ноября 1927 ему было разрешено выполнить показательный пилотаж на свое усмотрение и на любой высоте. Приказом наркомвоенмора К.П.Ворошилова «за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа» Чкалову, уже ставшему старшим летчиком, была объявлена благодарность и выдана денежная премия. В конце года этот веселый и удачливый летчик, любимец женщин, женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. Он мечтал о том, чтобы их сын – И.В.Чкалов – продолжил дело отца.

    В марте 1928, будучи переведенным в 15-ю эскадрилью Брянской авиабригады, В.П.Чкалов во время так называемого «соревновательно-фигурного полета» совершил аварию, коснувшись хвостом самолета оврага и был уволен за «неаккуратность» с военной службы. Его снова судил трибунал и приговорил к 1 году исправительных работ за «недисциплинированность в полетах, именуемую хулиганской тактикой, проходящей красной нитью через всю его полетную службу». Однако он просидел в тюрьме только 16 дней: его жена после свидания в тюрьме тайком вынесла его обращение в ЦИК СССР с просьбой о помиловании. По ходатайству начальника управления ВВС оно было удовлетворено, хотя в воинском звании Чкалова не восстановили.

    Переехав в 1929 в Ленинград, он начал руководить школой планеристов, катал желающих на 6-местном «Юнкерсе». В ноябре 1930 был восстановлен в воинском звании и продолжил вновь службу летчиком-испытателем новых моделей истребителей в Научно-исследовательском институте ВВС СССР.

    Совершив более 800 испытательных полетов на 70-ти новых моделях самолетов, в том числе на истребителях И-14, И-15, И-16, составлявших в то время основу истребительной авиации СССР, изобрел и внедрил в практику испытательного дела новые фигуры высшего пилотажа («восходящий штопор», «замедленная бочка»). В 1931 возглавляемый им экипаж впервые в мире совершил полет на самолете-авианосце (тяжелом бомбардировщике с пятью истребителями, подвешенными на крыльях и фюзеляже).

    Одновременно с 1933 работал на авиационном заводе в Москве, где вместе с конструкторами участвовал в создании и совершенствовании новых систем самолетов. Как испытатель, неоднократно попадал в трудные ситуации, требовавшие немедленного выпрыгивания с парашютом из падающего самолета, но зная стоимость каждой новой модели машины, проявлял выдержку, высокое мастерство пилотажа и выходил из критических ситуаций.

    20–22 июня 1936 экипаж в составе Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.И.Белякова впервые в мире за 56 час. 20 мин. совершил беспосадочный перелет общей протяженностью 9374 км. по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – о-в Удд (в заливе Счастья в Охотском море; остров, после посадки там самолета, получил имя Чкалова). Путь назад был короче – 7676 км, его экипаж преодолел за 48 час. 45 вин. После этого триумфального перелета В.Н.Чкалову и другим членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.

    18–20 июня 1937 тот же экипаж впервые в мире совершил беспосадочный межконтинентальный перелет через Северный полюс из Москвы в США, в Ванкувер (шт. Вашингтон) протяженностью свыше 12 000 км за 63 часа 25 мин. При этом был установлен мировой рекорд дальности беспосадочного дальнего перелета, в результате чего Чкалов сразу стал народным героем. По воспоминаниям сына, И.В.Чкалова, Сталин предлагал отцу пост наркома внутренних дел, но тот остался верен летному делу.

    Принятый в 1936 в партию, он в ноябре 1936 участвовал в ХV Международной авиационной выставке в Париже, после которой попросил Советское правительство разрешить ему отправиться добровольцем в Испанию, но получил отказ. 12 декабря 1937 он был избран депутатом от Горьковской обл. и Чувашской АССР в Совет Национальностей Верховного Совета СССР 1-го созыва. Был награжден двумя орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, премирован одной из первых легковых машин, выпущенных Горьковским автозаводом.

    В декабре 1938 Чкалов был вызван из отпуска через несколько дней для испытания нового самолета-истребителя И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Несмотря на то, что перед вылетом в машине было выявлено около ста дефектов (во время предъявления ее летчику для испытания), а также на отсутствие согласия на вылет самого конструктора Поликарпова, приказ лететь был отдан. 15 декабря 1938 в ходе полета Чкалов разбился, считается, что причиной гибели стало переохлаждение двигателя и потеря им мощности. Однако многие историки авиации, а также друзья и коллеги летчика (Байдуков, А.К.Серов) полагали, что гибель Чкалова не была случайной. До этого на него уже совершались покушения (подкладывались мелкие металлические детали в цилиндр двигателя, что дважды приводило к авариям, в которых он чудом выживал). Вину за гибель отважного испытателя возлагают на Л.П.Берия.

    Чкалов был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Его имя продолжало использоваться официальной пропагандой (его самого именовали отныне «пилотом Сталина», членов его экипажа – «сталинскими соколами»). В том же году имя летчика присвоили г.Оренбургу и области (1938–1957), улице Земляной Вал в Москве, где Чкалов жил с семьей с 1938; старое название возвращено улице в 1990.

    В 1941 М.К.Калатозовым был снят биографический фильм Валерий Чкалов.

    Имя летчика по-прежнему носят многие поселки, заводы, школы, Центральный авиаклуб, станция Московского метрополитена. В 1975 в США на аэродроме в Ванкувере установлен обелиск в честь его перелета 1937. В 1976 там же был открыт музей Чкалова, в его честь названы улица и парк.

    Памятник Чкалову (автор – К.Чапинский) установлен в августе 2004 в Нижнем Новгороде.

    Лев Пушкарева, Наталья Пушкарева

    Литература

    Беляков А.В. В.Чкалов. М., 1974
    Байдуков Г.Ф. Чкалов. М., 1991
    Максимович Г. Дело И-180 или тайна гибели Валерия Чкалова. В кн.: Люди-загадки. М., 1998
    Чкалова В.В. Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. М., 2004