Содержание статьи
    Также по теме

    ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ

    ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ (лат. illuminare, «освещать»), манускрипты, «высвеченные» с помощью цветных украшений, замысловатых инициалов или миниатюр. Одно из ранних упоминаний этого ремесла встречается у Данте: «Искусство, которое в Париже называется иллюминированием (alluminar)» (Чистилище XI 80). От названия красной краски, миниум (лат. minium «киноварь», «сурик»), происходят обозначения создающего такие рисунки художника (миниатюрист) и его произведения (миниатюра). Со временем эти названия стали применяться к любым живописным произведениям небольшого размера. 

    Египтяне использовали для рукописей папирус и лен, средневековые писцы предпочитали тщательно обработанные шкуры животных, из которых делали пергамен. Хотя у Платона упоминается о книжных лавках в Афинах, систематическое книгопроизводство, вероятно, впервые возникло в Александрии, которая занимала ведущее место в этой области в течение двух столетий при Птолемеях. В Риме при Августе существовали хорошо организованные издательства, рассылавшие списки новейших од и сатир римской элите с помощью имперской почты. Древнейшие известные нам иллюстрации сопровождают древнеегипетские свитки. Иллюстрации встречаются также в книгах римской эпохи, но поскольку подлинно античных рукописей уцелело очень мало, об искусстве книжной иллюстрации того времени судить трудно. Большинство рисунков сопровождают работы научного или математического характера, но известен один рисунок к поэме, посвященной подвигам Геракла, и несколько рисунков к прозаическим текстам (два – в цвете). Основная же масса рукописей, в том числе и с текстами античных авторов, возникла уже в Средневековье, в монастырских стенах.

    В создании книги обычно принимали участие четыре человека. Первым был писец, иногда работавший под диктовку, но чаще списывавший с оригинала. В разметке текста ему помогал «рубрикатор» (название происходит от красных чернил, rubrica, которыми он пользовался), вписывавший также заглавия или названия разделов. Третьим был «иллюминатор», разрисовывавший инициалы и поля; четвертым – главный художник или миниатюрист, создававший рисунки. Работа над рукописями длилась месяцами, так как монастырский распорядок позволял монахам работать лишь по два часа за один присест, после чего должны были следовать молитвы и другие занятия. Некоторые рукописи имеют добавленные писцами колофоны (завершающие строки или предложения). Иногда они воздают благодарение Богу в связи с завершением тяжкого труда или содержат благочестивые пожелания благоденствия читателю; писец мог также высказать слова проклятия тем, кто стал бы портить текст или украл бы книгу из монастыря. Во многих рукописях сохранились сопровождающиеся посвятительными надписями миниатюры, на которых изображен писец или художник, подносящий книгу святому или королю.

    Первая фраза Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где выражена вера в главенствующее значение божественного Слова, вдохновляла средневековых художников делать особый упор на украшении заглавных букв и начала разделов библейских текстов. По эллинистической традиции помещать в начале книги портрет автора, изображение евангелиста исполнялось напротив первой страницы текста, окруженной незатейливой золотой каймой. Такая композиция стала общепринятой для евангельских книг, примером могут служить рукописи 9 в. из Реймса. В 11 в. на миниатюрах, иллюстрирующих сцены из Ветхого и Нового Заветов, на смену античным костюмам пришли современные, так что эти рукописи являются ценным источником сведений об одежде данного периода. В 13 в. вошло в обычай изготовлять книги для частных лиц, украшая их портретами и гербами. В конце 14 в. художники стали проявлять все больший интерес к изображению интерьеров и пейзажей, демонстрируя при этом замечательное мастерство. Высшего стилистического и колористического совершенства достигли создатели рукописей во Франции первой половины 15 в.

    В скрипториях первых ирландских монастырей особое значение придавалось инициалам, и то, чего удалось здесь добиться в 7–8 вв., так никогда и не было превзойдено – ни по затейливости рисунка, ни по разработанности орнамента. В 13 в. оживился интерес к украшению инициалов в монастыре Вейнгартен в Баварии. Элементы, исходящие из букв, проникали на поля, создавая обрамление из побегов винограда, усиков, цветочных мотивов; в 14 в. эти украшения стали пышным дополнением миниатюр, иногда они включали небольшие, иногда шуточные сценки, продолжающие действие на центральной миниатюре. Подчеркнутое внимание к украшению полей достигло максимума в 16 в., когда их стали буквально переполнять фрукты, цветы, птицы, насекомые, нарисованные с предельным реализмом и с полным пренебрежением к первоначальному назначению обрамления. В это же время фигуры на миниатюрах увеличились в размере.

    Одно из самых значительных собраний иллюминированных рукописей находится в библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. Его отличает разнообразие рукописей – по происхождению, тематике и времени создания. Хотя количественно оно уступает большим собраниям европейских библиотек, здесь хранятся важные и подчас прославленные экземпляры, происходящие из известных центров изготовления рукописей в Европе и на Ближнем Востоке. Среди представленных здесь скрипториев – Люксей, Тур, Реймс, Мон-Сен-Мишель, Сен-Бертен, Винчестер, Кёльн, Санкт Галлен, Зальцбург и Вейнгартен; особое место занимают коптские кодексы из монастыря св. Михаила в Фаюме. Основу коллекции Моргана составили избранные рукописи, приобретенные в 1902 из библиотек Уильяма Морриса, Ричарда Беннета и графа Эшбернхема.

    См. также КНИГОИЗДАНИЕ; МИНИАТЮРА.

          МИНИАТЮРА к рукописи Бабур-Намэ. 16 в.       IGDA/G. Nimatallah     ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ поэмы Дж.Боккаччо ТЕСЕИДА (1340).