Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АШВАГХОША

АШВАГХОША (санскр. ), буддийский поэт, драматург, философ и проповедник, живший в 1–2 вв. Родился на севере Индии в брахманской семье, предположительно в г. Айодхье (совр. Аудх), получил превосходное образование, а затем обратился в буддизм, вероятно в школе сарвастивады, был учеником Паршвы (или его ученика Пуньяяшаса) и, согласно Васубандху, даже помогал Катьяянипутре писать комментарий Махавибхаша к абхидхармическому наследию сарвастивадинов. Махаянисты, однако, называют его в числе своих основных авторитетов – наряду с Нагарджуной и Арьядэвой. Китайские и тибетские историки сообщают, что он писал к своим стихам музыку, нередко возглавляя группы бардов, исполнявших в людных местах буддийские «стансы» о тщете и суете существования. Ему приписывалось множество произведений, из которых подлинными являются, вероятно, лишь три.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поэма Буддачарита (Жизнь Будды) сохранилась в санскритском оригинале в 17 «песнях», в китайском и тибетском переводах – в 24. Поэма лишена типичных для позднего периода высокой поэзии (кавья) усложненностей, равно как и преувеличений в описаниях Будды, характерных для более поздних «махаянских пуран» вроде Лалитавистары (3–4 вв.). Среди наиболее экспрессивных сцен – описания встреч царевича Сиддхартхи со старцем, больным и покойником, определивших его решение уйти из мира, уход из царского дворца и низложение демона Мары. Вместе с тем, поэма Ашвагхоши, тщательно изучившего тексты Трипитаки, позволяет восстановить картину религиозной и философской жизни Индии эпохи Будды, прежде всего облик аскетических, шраманских кружков и их учителей (глава 12 предлагает поэтическую реконструкцию учения Арада Каламы, первого наставника Будды – одну из самых ранних версий санкхьи, в которой еще отсутствует учение о трех гунах).

Саундарананда (О Нанде и Сундари) принадлежит к произведениям «украшенной» куртуазной поэзии. Ее основной сюжет: Нанда, сводный брат Будды, горюет из-за разлуки со своей возлюбленной Сундари, но постепенно начинает осознавать суетность земных желаний (Будда убеждает его в том, что его избранница так же безобразна в сравнении с небесными нимфами-апсарами, как обезьяна в сравнении с ней, а затем, когда он желает уже апсару, Ананда наставляет его в том, что даже радости, даруемые небесными женщинами, – такая же суета, как и удовольствия, даруемые женщинами земными). В результате Нанда предается созерцательной практике и становится архатом.

Также по теме:
САНСКРИТ
САНСКРИТ

Ашвагхоша был автором одной из первых санскритских пьес – Шарипутра-пракараны, по сюжету которой Будда обращает своих будущих знаменитых учеников Шарипутру и Маудгальяяну. Пьеса сохранилась лишь во фрагментарнах.

Ашвагхоша – одна из значительных фигур, определивших эволюцию индийского буддизма в направлении махаяны. В Буддачарите, где излагается первая проповедь Будды о страдании, основатель буддизма говорит о «пустотности» тела, сам он – «владыка мира» – прямо указывает на «широкий путь», проложенный предшествовавшими буддами. Нанда в другой поэме также не ограничивается собственным освобождением, но, подобно тем, кто следует «путем бодхисаттвы», преисполнен сострадания ко всем существам (махакарунья) и желает извлечь их из океана страдания.

См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; АРХАТ; АТМАН; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ГУНЫ; САРВАСТИВАДА; ТРИПИТАКА; ШУНЬЯТА.

Также по теме:
ФилософияРелигияЛитература

Литература:

Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги (Традиция Арада Каламы). Ашвагхоша. Буддачарита (глава 12). – В кн.: Историко-философский ежегодник '87. М., 1987
Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет