ЛОКА

ЛОКА (санскр. loka – «свет», «открытое пространство», «мир», «вселенная», «космический регион», «живые существа», «люди»), в индийской и философии, вселенная в ее пространственном аспекте. Представление о локах как мировых регионах, образующих выстроенную по вертикали иерархию, в сочетании с представлением о центре вселенной и в разной степени отдаленных от него регионах, соответствующих принципу деления мира по горизонтали, складывалось постепенно, но в конечном счете было принято во всех трех основных религиях Индии.

Ведизм, брахманизм, индуизм.

Слово «лока», означающее изначально «открытое пространство», ассоциировалось в ведийском жреческом мировидении прежде всего с пространством сакральным, ритуальным, конкретнее, с тем священным местом, в котором осуществляется непосредственное общение мира людей с миром богов при совершении жертвоприношений и которое образует центр концентрических кругов, охватывающих мироздание. Уже в Ригведе различаются три мира – небесный, земной и подземный, – которые и станут основой всех классических стратификаций мирового пространства в индуистских текстах. В Брахманах «локи» уже означают регионы мира, а еще раньше, в Атхарва-веде, мы встречаемся с «Брахмалокой» – миром Брахмана, достижение которого соответствует, согласно древним Упанишадам, обретению вечного блаженства. Нет сомнения, что уже ко времени деятельности Будды брахманисты иерархизировали мир в соответствии со сферами компетенции богов, которые различались по рангам. Эту пирамиду должен был увенчивать «мир Брахмы» (мир же земных богов распределялся на сферы компетенции четырех «хранителей мира» – локапалов).

На начальной стадии индийской философии некоторые «брахманы и шраманы» обсуждали концепции мироздания (лока). Как можно судить по буддийской Брахмаджала-сутте, среди них различались те, кто считал мир, наряду с Атманом, безначальным, полубезначальным (они, вероятнее всего, отстаивали идею периодических созданий мира Брахмой) и случайным, а также считавшие его пространственно ограниченным, неограниченным, ограниченным и неограниченным одновременно и не тем и не другим. При этом некоторые из этих философов приходили к указанным выводам, исходя из своего медитативного опыта, а другие – из чисто умозрительных рассуждений.

Концепция трех миров (трилока) оформляется, однако, лишь в текстах раннего (Махабхарата, Хариванша) и классического индуизма (Бхагавата-пурана и др.). Но здесь три мира уже расширяются до пятнадцати, поскольку верхний и нижний подвергаются дальнейшей, семеричной, стратификации. Так, согласно наиболее популярной версии (ср. Вишну-пурана, раздел II; Падма-пурана, разделы III–IV и более поздние пуранические тексты), семь верхних регионов распределяются в последовательности: земля, населяемая людьми (бхур-лока); атмосферное пространство между землей и солнцем, населяемое «молчальниками»-муни и «совершенными»-сиддхами, но также и душами усопших (бхувар-лока); небо Индры, располагающееся между Солнцем и Полярной звездой (свар-лока); регион над Полярной звездой, населяемый Бхригу и другими риши из рода прародителя богов и людей Праджапати, которые выживают после периодических разрушений первых трех миров (махар-лока); мир Санаткумары и других сыновей Брахмы (джанар-лока); мир божества Вирадж – гермафродитного божественного начала, составляющего половину «тела Брахмы», а также «отрешившихся»-вайрагинов (тапар-лока); мир Брахмы, где обитают погруженные в медитацию праведники, которым гарантировано избавление от дальнейших перевоплощений (сатья-лока). Семь же нижних миров, располагающихся под землей, населены полубогами, полудемонами и демонами: это регион «Великой Иллюзии»-Махамайи (атала – «отсутствие бездны»), Хатакешвары – формы Шивы (витала), царя демонов Бали (сутала – «большая бездна»), демона Майи (талатала – «бездна и не-бездна»), великих змеев (махатала – «великая бездна»), демонических дайтьев и данавов (расатала – «влажная бездна»), царя обожествляемых змей-нагов Васуки, столицей которого считался выложенный золотом город Бхагавати, и его «подданных» (патала). Однако составляющие семи нижних миров значительно варьируют в различных версиях пуранической космографии.