Содержание статьи
    Также по теме

    ЗНАНЕЦКИЙ, ФЛОРИАН ВИТОЛЬД

    ЗНАНЕЦКИЙ, ФЛОРИАН ВИТОЛЬД (Znaniecki, Florian Witold) (1882–1958), польско-американский философ и социолог, один из представителей гуманистической социологии.

    Родился 15 января 1882 в местечке Святники близ города Влоцлавек (Польша). Та часть польских земель, где проживала его семья, входила тогда в состав Германии. Это отразилось на языковых познаниях ребенка – с детства он учил не только родной польский, но и немецкий, и французский языки. Позже самостоятельно изучил английский и русский, а во время учебы в гимназии в Варшаве и Ченстохове – греческий и латынь.

    ФЛОРИАН ВИТОЛЬД ЗНАНЕЦКИЙ

    С ранних лет проявил интерес к литературе и философии. В 1900 опубликовал свои стихи, в 1903 вышла его фантастическая поэма. Но 1903 стал финальным для его литературного творчества. Этот же год стал переломным и для его образования: обучаясь в Варшавском университете с 1902 философии, он принял участие в акции протеста против русской администрации. Это послужило поводом для его отчисления из университета. Он уехал для продолжения образования за границу.

    Сначала он учился в Женеве, потом в Цюрихе и, наконец, в Париже. Изучал литературу, философию, теорию науки, педагогику и социологию. Все в большей и в большей степени проявляя интерес к социологии, посетил лекции Дюркгейма, Леви-Брюля и других видных социологов своего времени. В Сорбонне в Париже начал работу над докторской диссертацией по теме Проблема ценностей в философии, но из-за нехватки денег пришлось вернуться на родину, в ту часть Польши, которая принадлежала Австро-Венгрии. Здесь он закончил обучение в одном из университетов Кракова и в 1910 получил докторскую степень. В этом же году вышел его первый научный труд, озаглавленный так же, как и диссертация.

    Первые годы после защиты докторской степени ученый занимался административной работой в Ассоциации защиты польских эмигрантов. Там в 1913 он встретил американского социолога У.Томаса, который только что начал эмпирическое исследование, посвященное европейским эмигрантам в США. Тогда же выходит первый том будущего пятитомника Знанецкого и Томаса Польский крестьянин в Европе и в Америке. К этому моменту он уже опубликовал серьезные работы по философии, сделал перевод на польский язык Творческой эволюции А.Бергсона, был активным членом Польского психологического сообщества, а также Польского философского общества. Получил приглашение приехать в США для совместной работы с Томасом при университете Чикаго. Целью работы было изучение польских эмигрантов.

    В Чикагском университете Знанецкий считался внештатным преподавателем и с 1917 в течении двух лет читал лекции, посвященные проблемам польской истории и социальной структуры. Но основной его работой была не преподавательская деятельность, а исследование эмигрировавших с родины польских крестьян и их социальной адаптации в Америке. На основе проделанной работы в 1918 продолжилась публикация совместного труда Томаса и Знанецкого Польский крестьянин в Европе и в Америке. В следующем году выходит уже третий том этой книги, а в 1920 – четвертый и заключительный пятый тома. Этот труд вошел в число классических работ по социологии. Работая в Чикаго, Знанецкий выпустил и первую работу на английском языке – Культурная реальность (1919). Исследовательская работа и научные труды принесли ему известность и популярность среди американских ученых, открыв для него много возможностей.

    В 1920 из патриотических соображений он вернулся в обретшую независимость Польшу, чтобы занять должность профессора социологии в только что открывшемся Познаньском университете. Именно благодаря его инициативе здесь открылся социологический институт и начал выходить первый польский журнал по социологии. Таким образом, Познаньский университет стал центром социологической науки в Польше (позже он будет носить название «школа Знанецкого»).

    В Познани он проработал вплоть до 1939, регулярно выезжая за границу. Одна из поездок длилась два года (1931–1933), он преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. За период своей работы в университете Познани он продолжал активно публиковаться как на польском языке – Упадок западной цивилизации (1921), Введение в социологию (1922), двухтомная Социология образования (1928, 1930), – так и на английском – Метод социологии (1934) и Социальное действие (1936).

    В 1939 Колумбийский университет повторно предложил Знанецкому читать лекции в Америке. Это приглашение оказалось как нельзя вовремя. С началом Второй Мировой войны Польша была оккупирована фашистской Германией. Это прямо коснулось и семьи уехавшего в Америку Знанецкого: во время нацистской оккупации его жена попала в концентрационный лагерь; его сын Юлиуш Знанецкий, как активный участник польского Сопротивления, вышел на свободу только после прихода американских войск. После окончания войны Знанецкий отказался вернуться на родину из-за неприятия им нового коммунистического режима.

    С 1941 и до своей смерти он занимал должность профессора а Университете штата Иллинойс. В 1953–1954 он был президентом Американского социологического сообщества. Весь свой американский период жизни он продолжал активно публиковаться, но только на английском языке. Написал книги Науки о культуре (1952), Современные нации (1952). Последние годы жизни работал над книгой Систематическая социология, которая так и осталась незавершенной. Издана посмертно в 1965 его дочерью под названием Социальные отношения и социальные роли.

    Жизнь Знанецкого проходила, таким образом, в двух разных культурах – в «провинциальной» Польше и в США. Его вклад в развитие социологии был высоко оценен на Западе, но у себя на родине, в коммунистической Польше, в 1940–1950-х его предавали анафеме как буржуазного «прихвостня». И только позже его вклад не только в мировую, но и в польскую социологию был оценен по достоинству.

    Вся его научная деятельность – своего рода манифест против основных положений позитивизма. Знанецкий отвергал как рассмотрение общества с естественнонаучной позиции, так и восприятие самой социологии как универсальной науки об обществе.

    Суть его подхода к изучению человеческого общества заключается, во-первых, в четком отделении социального мира от природной среды. Главным содержанием природного мира выступают независимые от человека вещи, стержнем социума являются ценности. В отличие от феноменов мира природы, ценности немыслимы в отрыве от человека, поэтому изучение человеческого общества тоже невозможно без соотнесения с конкретно-историческими субъектами. Таким образом, в любом социальном явлении есть две составляющие – объективное содержание и его субъективное восприятие отдельными людьми и группами людей. Последний элемент раньше позитивистами не учитывался.

    Знанецкий рассматривал социологию как одну из частных общественных наук, которая занимается изучением вполне определенного аспекта человеческих сообществ. Природная составляющая общества является, по его мнению, предметом «чисто естественных наук» (в их число он включал антропологию и этнографию), а на долю социологии остается изучение культурных систем. В социологии Знанецкий выделил четыре основных раздела (культурные системы), соответствующих четырем основным категориям:

    «социальные действия»;

    «социальные отношения»;

    «социальные личности»;

    «социальные группы».