Также по теме

БИБЛИОТЕКИ

БИБЛИОТЕКИ, особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний.

Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Функции.

С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения.

Комплектование

– приобретение материалов для пополнения собрания. Служащие отдела комплектования находят, заказывают и получают требуемые материалы. Эти материалы могут быть в любом формате.

Развитие фонда

предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения. Это основное направление деятельности библиотечных работников. В условиях роста популярности электронных средств хранения информации сотрудники отдела развития принимают решения о распределении бюджета на приобретение как традиционных книжных, так и электронных материалов.

Каталогизация

предоставляет информацию о библиотечном фонде и обеспечивает доступ к собранию. Обычно каталог состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и предметный каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме (предмету исследования). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.

Хранение

предполагает обеспечение сохранности библиотечного собрания. Значение этой функции в последнее время существенно повысилось в связи с необходимостью сохранить имеющиеся материалы для будущих поколений. Одна из серьезнейших проблем, с которой приходится сегодня сталкиваться – это проблема т.н. «ломких книг», которые печатались на бумаге с повышенным содержанием кислот. Такая бумага со временем становится чрезвычайно сухой и ломкой, что приводит к разрушению книг. Вдобавок, в связи с быстрым прогрессом в области компьютерной технологии, существует опасность, что информацией, хранящейся в компьютерном формате, в будущем станет невозможно пользоваться не только из-за физических дефектов носителей, но в связи с моральным старением оборудования, использованного для ее записи.

Справочные службы

помогают читателям в поиске библиотечных материалов. Помимо этого сотрудники справочных служб составляют библиографические указатели для облегчения доступа к фонду и проводят ознакомительные занятия с новыми читателями. Компьютеры, полностью изменившие работу отделов каталогизации, изменили и работу справочных служб. В наше время работники этих служб, помимо помощи читателям в обращении с традиционными библиотечными материалами, все чаще используют электронные базы данных и компьютерные каталоги.

Служба выдачи

предоставляет читателям библиотечные материалы. Каждая библиотека определяет круг пользователей, имеющих право брать на дом единицы хранения. Многие библиотеки предоставляют услуги межбиблиотечного абонемента, дающего читателям доступ к отсутствующим в данной библиотеке материалам.

Помимо сотрудников технических и читательских служб, в каждой библиотеке есть сотрудники, занимающиеся управленческими, или административными, функциями. Это стратегические вопросы деятельности библиотеки, планирование, составление бюджета, работа с персоналом. Общее руководство библиотекой осуществляет ее директор или главный библиотекарь.

Типы библиотек.

Библиотеки существенно отличаются друг от друга размерами фонда хранения, бюджетом, назначением и национальной спецификой. Основные трудности в работе библиотек стран «третьего мира» связаны с недостатком финансирования, скудостью комплектации книжных фондов, дефицитом квалифицированного персонала. Библиотечные учреждения наименее развитых стран до сих пор не вкусили плодов технологической революции. И все же основные типы библиотек существуют во всех регионах мира.

Научные библиотеки

располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.

Государственные библиотеки

включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.

Публичные библиотеки

обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.

Школьные библиотеки

финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.

Специализированные библиотеки

обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т.п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями. Их сотрудниками обычно являются специалисты в конкретной области знаний, овладевшие навыками библиотечных работников.

Среди прочих видов библиотек можно назвать частные научные библиотеки вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.

Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Рост объема информации и увеличение стоимости современных технологий вызвали потребность в новых видах сотрудничества между библиотеками. Большинство из них по-прежнему являются автономными единицами, однако теперь их уже можно рассматривать как звенья разветвленной национальной или даже международной библиотечной сети. Такая координация библиотек обеспечивает быстрый и, как правило, бесплатный доступ читателей к информации.

Библиотечные системы.

В Европе имеется широкий спектр различных типов библиотек – публичных, частных, университетских и др., каждый из которых отличается уникальными особенностями и историей.