Также по теме

АРХИВЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

АРХИВЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ – 1). Собрания документов и материалов, имеющих отношение к истории литературы (рукописей литературных произведений, записных книжек и дневников писателей, мемуаров, переписки, документов биографического характера и т.д.). 2). Учреждения, целенаправленно собирающие и хранящие такие коллекции, а также изучающие находящиеся в них материалы.

Архивы литературные за рубежом.

В древности некоторые функции литературных архивов выполняли библиотеки. Так, знаменитая Александрийская библиотека в Египте, хранившая, по разным данным, от 100 до 700 тыс. манускриптов (основана в 3 в. до н.э., сгорела в 1 в. до н.э., остатки уничтожены в 4 в.), отчасти представляла собой архив. В ней хранились рукописи по философии, истории, естественным наукам, литературные произведения (многие – в единственном экземпляре). Пользуясь собранием библиотеки, представители Александрийской филологической школы не только составляли биографии писателей и комментарии к их произведениям, но и занимались текстологической работой, выстраивая канонические своды античных авторов, которыми впоследствии пользовались исследователи и издатели средневековья и ренессансной эпохи.

Вплоть до 13–14 вв. систематически хранились лишь окончательные результаты литературного труда, однако уже в эпоху Раннего Возрождения осознается ценность авторизованных рукописей и побочных материалов (черновиков, писем и т.д.). С началом книгопечатания предметом хранения становятся и печатные издания с рукописной авторской правкой.

Для эпохи Возрождения характерен интенсивный поиск рукописей античных авторов с целью установления неискаженного текста древних литературных памятников. Коллекции литературно-архивных материалов появляются в составе библиотек знатных итальянцев (например, династии Медичи в 15 в.), в Ватиканской библиотеке, королевских библиотеках Франции и Испании, монастырских и университетских библиотеках. В Восточной Европе в 15 в. приобретает известность архив-библиотека, основанный венгерским королем Матвеем Корвином. В этих собраниях, наряду с древними литературными памятниками, откладываются и тексты новой литературы.

В 16–17 вв. возникли архивы литературных обществ, академий (в частности, Академии делла Круска, существующей с 1582 во Флоренции, и Французской академии, основанной в 1635), а также книгоиздателей. В этих коллекциях акцент уже сместился на отражение текущего литературного процесса.

К 19 в. все большую роль в собирании литературно-архивных материалов играют музеи и крупнейшие библиотеки, в их структуре появляются рукописные отделы. Число частных коллекций вырастает настолько, что уже в 1822 во Франции проходит первый аукцион автографов. Публикуются каталоги собраний, архивы становятся центрами научных исследований.

Развитие филологических наук и смежных дисциплин привело на рубеже 19–20 вв. к появлению литературных архивов как самостоятельных учреждений со своими специфическими задачами. Создание автономных литературных архивов обусловлено характером литературного труда, в процессе которого образуются комплексы документов, отличающиеся от основной массы материалов общегражданских и исторических архивов, и поэтому требующие специальных методов обработки и изучения. В то же время характерно, что подобная автономизация свойственна главным образом тоталитарным обществам с их стремлением четко структурировать все виды человеческой деятельности (так, первые государственные литературные архивы созданы в Советском Союзе).

Таким образом, уже в 20 в. сложились основные типы литературных архивов:

1). собственно литературные архивы в качестве автономных учреждений;

2). рукописные отделы крупных национальных, муниципальных и университетских библиотек, а также музеев и музеев-квартир. Такой тип хранилищ преобладает во Франции, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Австрии, Польше и многих других странах;

3). сегменты в составе государственных или общественных исторических архивов (например, комплексы документов, связанных с государственной службой или общественной деятельностью писателей, материалы государственных органов управления культурой, цензурные и полицейские документы и т.д.). В некоторых странах сформированы отделы культуры в составе государственных архивов;

4). частные коллекции. Они служат постоянным источником пополнения архивов (в основном первого и второго типов), а иногда становятся самостоятельными архивами, намного пережившими своих создателей (например, «Оссолинеум», созданный в Бреслау (ныне Вроцлав) в 1817).

С 1948 при ЮНЕСКО действует Международный совет архивистов, объединяющий представителей архивов всех типов. Периодически он проводит конгрессы, на которых, как правило, работает секция архивов литературы и искусства.

Один из старейших литературных архивов Европы – Отдел рукописей Национальной библиотеки Франции (основана в 1480, до 1795 называлась Королевской библиотекой), хранящий более 200 тыс. рукописей.

Отдел рукописей Библиотеки Британского музея (создана в 1753) – крупнейшее собрание литературно-архивных материалов Великобритании (около 250 тыс. единиц хранения). В то же время большинство крупных библиотек, музеев и университетов страны имеют свои рукописные отделы. Так, Бодлеянская библиотека в Оксфорде (названа в честь Томаса Бодлея) хранит немалое собрание английских литературных рукописей с самого раннего периода до наших дней.

Большое внимание сохранению и изучению литературных рукописей уделяется в Германии. С 1885 действует Архив Гете и Шиллера при Национальном исследовательском и мемориальном институте классической немецкой литературы в Веймаре. Серьезные коллекции хранятся в Шиллеровском национальном музее и Немецком литературном архиве в Марбахе (основан в 1955), Архиве Генриха Манна в Берлине. Имеются литературные архивы при Академии наук в Берлине и Немецкой Академии искусств, отделы рукописей в Музее Гёте в Дюссельдорфе и Доме и Музее Гёте во Франкфурте. Кроме того, в Германии существует множество небольших учреждений со своими рукописными фондами: Рейнский музей поэзии в Карлсруэ, Музей Виланда в Биберахе, Музей Геббеля в Вессельбурене, Литературный музей Ф.Рейтера в Штавенхагене и др.

В Польше, помимо «Оссолинеума», крупные собрания литературно-архивных материалов имеются в Институте литературных исследований, Музее Адама Мицкевича (Варшава) и Ягеллонской библиотеке (Краков).

Целая система литературных архивов сложилась в небольшой Бельгии: Главный архив Королевства (имеющий отдел литературы и искусства), Литературный музей при Королевской библиотеке (отдел рукописей этого музея хранит рукописи франкофонных писателей), Архив современного искусства Бельгии при Королевском музее изящных искусств (все – Брюссель); Архив и музей фламандской культуры в Антверпене (здесь сосредоточены материалы фламандских писателей).

Более миллиона документов (с 13 в. по настоящее время) находятся в Литературном архиве Матицы Словацкой (Мартин, Словакия). С 19 в. существует Литературный архив Музея чешской письменности в Праге. Рукописи Кнута Гамсуна и других норвежских писателей хранятся в Отделе рукописей Королевской университетской библиотеки в Осло.

В США значительная часть литературно-архивных материалов сосредоточена в Библиотеке Конгресса. В то же время практически все университетские библиотеки страны имеют свои отделы рукописей, в которых порой хранятся уникальные документы.

Индийский Институт Нагри Прачарни Сабха (Варанаси) собирает материалы по литературе на языке хинди, а в архиве Университета Висвабхарати хранятся рукописи Рабиндраната Тагора.

В республиках бывшего СССР деятельность литературно-архивных учреждений строилась по общим лекалам. После обретения этими странами независимости появилась возможность шире учитывать в формировании архивов национальные особенности и международный опыт. Из украинских собраний наиболее значительны Рукописный отдел Института литературы Академии наук Украины, Отдел рукописей Музея Т.Г.Шевченко в Киеве, Архив-музей литературы и искусства Украины, Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук Украины и Отдел рукописей Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника. В других странах большими коллекциями обладают Институт рукописей Грузии, Отдел рукописей Музея Низами в Баку, Музей истории литературы и искусства Латвии, Литературный музей им. Ф.Р.Крейцвальда в Эстонии и Институт древних рукописей «Матенадаран» им. М.Маштоца в Ереване (создан в 1920 на базе рукописного собрания Эчмиадзинского монастыря).