Также по теме

ДЕКАБРИСТЫ

ДЕКАБРИСТЫ, участники российского оппозиционного дворянского движения второй половины 1810-х – первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 (отсюда их название).

Истоки и ранний этап декабристского движения. «Союз спасения» (1816–1817) и «Союз благоденствия» (1818–1821).

Распространение в дворянских кругах либеральных идей после Отечественной войны 1812 и Заграничного похода 1813–1814 привело к появлению в 1814–1815 нескольких обществ-«клубов», где обсуждались актуальные проблемы российской действительности (офицерская артель в Семеновском полку, «Священная артель» офицеров Главного штаба во главе с А.Н.Муравьевым, Каменец-Подольский кружок В.Ф.Раевского, «Общество русских рыцарей» М.Ф.Орлова и М.Дмитриева-Мамонова). В феврале 1816 шестеро молодых гвардейских офицеров (А.Н.и Н.М.Муравьевы, И.Д.Якушкин, М.И. и С.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой) организовали первое тайное декабристское общество – «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В 1817 был разработан устав общества («Статут»), который провозгласил главной его целью содействие правительству в проведении реформ и искоренение социальных пороков – крепостного права, косности и невежества народа, несправедливого суда, повсеместного лихоимства и казнокрадства, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилья иностранцев. Тайной же целью являлось введение в России представительного правления. Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей); остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых планировалось сгруппировать по «округам» и «управам», однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Осенью 1817 в «Союзе» возникли серьезные разногласия, вызванные предложением И.Д.Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве («Московский заговор»). Большинство отвергло эту идею и приняло решение распустить общество, создав на его основе более массовую организацию, способную завоевать поддержку общественного мнения.

Такой организацией стал образованный в январе 1818 «Союз благоденствия». Формально тайный, он по сути дела был полулегальным. В его рядах насчитывалось около двухсот человек (только мужчины старше 18 лет). Он возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 чел.), которым подчинялись «деловые управы» и отпочковавшиеся от них «побочные управы». Такие управы существовали в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишиневе (всего до 15). Прокламируемой целью «Союза благоденствия» было нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в его благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз» развернул активную деятельность по распространению либеральных и гуманистических идей, в частности через сеть литературно-просветительских обществ («Зеленая лампа», «Вольное общество любителей Российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и др.). Тайная цель, известная только членам Коренной управы, заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.

Если первоначально в «Союзе» были сильны надежды на введение представительного правления сверху, то затем с усилением реакционных тенденций во внутренней и внешней политике Александра I возросло недовольство режимом, и политические настроения среди членов «Союза» радикализировались. На Петербургском совещании в январе 1820, обсуждавшем вопрос о будущей форме правления, все его участники высказались за установление республики; в то же время были отвергнуты идея цареубийства, предложенная Н.М.Муравьевым, и идея П.И.Пестеля о временном правительстве с диктаторскими полномочиями. Известия о революциях 1820 в Испании, Неаполе и Португалии и подавление восстания Семеновского полка (октябрь 1820) обострили разногласия в «Союзе», для разрешения которых в январе 1821 был созван Московский съезд. На нем было постановлено временно распустить общество, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Южное общество (1821–1825).

В марте 1821 по инициативе П.И.Пестеля Тульчинская управа отвергла решения Московского съезда и реставрировала «Союз» под названием «Южное общество»; была одобрена идея установления республиканского строя путем цареубийства и военного переворота («военной революции»). Его члены рекрутировались исключительно из офицеров; структура общества повторяла структуру «Союза спасения»; в нем царила строгая дисциплина. Ежегодно созывались съезды Южного общества. Оно возглавлялось Коренной думой (П.И.Пестель (председатель), А.П.Юшневский (блюститель) и Н.М.Муравьев). К 1823 в составе общества находилось три управы – Тульчинская (рук. П.И.Пестель и А.П.Юшневский), Васильковская (рук. С.И.Муравьев-Апостол и М.П.Бестужев-Рюмин) и Каменская (рук. В.Л.Давыдов и С.Г.Волконский). Летом 1825 к нему в качестве Славянской управы примкнуло Общество соединенных славян (возникло в 1823 в среде армейских офицеров; насчитывало 52 члена; ратовало за демократическую федерацию всех славянских народов).

Программным документом «южан» стала «Русская правда» П.И.Пестеля, одобренная на Киевском съезде 1823. Демократизм сочетался в ней с унитаризмом, совершенно исключавшим принцип самоуправления. Россия должна была стать единым и неделимым государством с общими для всех ее частей политическим строем и законами; все населяющие ее этносы сливались в один народ. После захвата власти предполагалось установить республиканский строй и представительное правление на основе всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнего возраста: жителям каждой волости (исходная территориальная единица) предоставлялось право ежегодно выбирать депутатов в волостные, уездные и областные (губернские) собрания; последние выбирали депутатов Народного вече, верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть должна была осуществляться выборными уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне – Державной думой. Предусматривалось учредить институт конституционного контроля – Верховный собор из ста двадцати пожизненно избираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; всю землю в государстве предполагалось разделить на частную и общественную; за каждым гражданином закреплялось право на безвозмездное получение надела из общественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин; излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства и остальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом. Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли и предпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Но реализовать этот проект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства.

Внутри Южного общества существовали расхождения по поводу плана действий. Если большинство его членов вместе с П.И.Пестелем полагало, что восстание на юге имеет смысл только в случае успеха заговорщиков в Петербурге, то руководство Васильковской управы считало возможным самостоятельное выступление Второй (южной) армии. Не было единства и по вопросу о цареубийстве: если М.П.Бестужев-Рюмин рассматривал его как обязательное условие такого выступления, то С.И.Муравьев-Апостол осуждал такую тактику и делал ставку на открытое военное восстание.

«Южане» сумели установить контакты с тайной организацией польских офицеров – Патриотическим обществом, несмотря на разногласия по вопросу о будущих границах Польского государства. Они также вели переговоры с Северным обществом декабристов (см. ниже), согласовав с ним в конце 1824 план совместных действий: «военную революцию» начнут «северяне» в Петербурге, а «южане» поддержат ее восстанием во Второй армии. Однако все попытки П.И.Пестеля добиться объединения двух обществ, даже ценой программных уступок (отказ от республиканских требований), натолкнулись на сопротивление «северян», решительно возражавших против проекта временного правительства с неограниченными полномочиями и опасавшихся диктаторских амбиций лидера «южан».