Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ (от араб. хаваридж – «покинувшие», «мятежники», «раскольники») – самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникновение движения хариджитов датируется июлем 657 в период борьбы за власть между Али, двоюродным братом и зятем пророка, а также Муавийей, наместником Сирии (см. ОМЕЙАДОВ ДИНАСТИЯ). Решительное сражение, получившее название «битва при Сиффине», произошло к югу от города Ракка, на реке Евфрат. Когда войску Муавийи стало угрожать поражение, его военачальник Амр ибн Ас пошел на хитрость: в связи с тем, что в рядах войск Муавийи был отряд «чтецов Корана» (курра), он приказал прикрепить к копьям сирийских воинов свитки (по другим данным – страницы) Корана и, таким образом, призвал к суду «книги божьей». Али был вынужден согласиться на третейский суд, что вызвало неудовольствие части его соратников.

Также по теме:
ИСЛАМ
ИСЛАМ

Вернувшись в лагерь на время вынужденного перемирия, воины осудили нерешительность Али, тем более, что преимущество было на их стороне, и заявили, что никакого судебного решения не может быть, ибо «суд божий» (под ним подразумевалось победа над сирийцами) уже состоялся. По их мнению, вступать в переговоры с почти поверженным врагом означало идти «против воли Аллаха». Разочаровавшись в Али как в вожде, 12 тыс. воинов-хариджитов покинули лагерь и обосновались в другом месте, выбрав своего халифа.

Наиболее последовательные из них высказались против господства как Алидов, так и мекканской аристократии. Они основали собственную военную базу в районе Басры, откуда совершали налеты на своих врагов.

Также по теме:
МУСУЛЬМАНЕ
МУСУЛЬМАНЕ

Первоначально хариджиты (также как и шииты) выступали с чисто политических позиций, но впоследствии образовали особую религиозную группу (секту).

Во второй половине 7 в. хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

Названия хариджитских группировок возникли от имен предводителей. Например, Нафи ибн аль-Азрак стал руководителем мощного восстания хариджитов-азракитов в 684–699 против Омейадов в Ираке. Азракиты смогли получить поддержку жителей некоторых районов Персии. Но уже скоро между арабами и персами вспыхнула борьба, вследствие чего значительная часть азракитов-арабов была истреблена в Табаристане (699).

Подразделение хариджитов-ибадитов возникло в Басре, где главой общины стал Абдаллах ибн Ибад. В начале 8 в. большинство ибадитских вождей переселилось в Оман. Эта секта была наиболее умеренной. Помимо Ирака и Ирана, хариджиты развернули широкую деятельность в Аравии, Йемене и Северной Африке. В 10 в. в разных местах существовало около 20 хариджитских общин.

Основным пунктом учения хариджитов было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри мусульманской общины.

Хариджиты были непримиримыми врагами исламской земледельческой знати и крупного частного землевладения; выступали против социального неравенства внутри общины. Создали представление о справедливом государстве, где все мусульмане будет равны, даже вчерашние рабы. Во главе такого государства должен быть достойный выборный халиф. Идея об идеальном халифе-лидере впоследствии перевоплотилась в учение о махди (мессии).

Их точка зрения на халифат-имамат резко отличалась от взглядов суннитов и шиитов. По мнению хариджитов, имам-халиф (см. ИМАМ) мог обладать только исполнительной властью, он должен быть выборным, его можно сместить и даже подвергнуть суду. Естественно, хариджиты отказывали представителям рода Хашим (см. ХАШИМИТЫ) в праве на наследственный имамат.

Взгляды хариджитов на вопросы религии в основном совпадали с взглядами суннитов. Однако они принимали только двух первых халифов – Абу Бакра и Умара, не признавая Усмана, Али, а также халифов омейадских, аббасидских, а также наследственного имамата потомков Али. Ими были выработаны представления о малом и большом грехе.

Ольга Бибикова

Также по теме:
РелигияИстория

Литература:

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1966
Массе А. Ислам. М., Наука, 1982
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Восточная литература, 2004

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»
Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет