Содержание статьи
    Также по теме

    КЕННЕДИ, ДЖОН ФИЦДЖЕРАЛД

    КЕННЕДИ, ДЖОН ФИЦДЖЕРАЛД (Kennedy, John Fitzgerald) (1917–1963), 35-й президент США, родился в Бруклайне (шт. Массачусетс) 29 мая 1917. Учился в школе Чоат, а затем в Гарвардском университете, который окончил с отличием в 1940. За два месяца до вступления США в войну поступил на службу в военно-морской флот и в звании младшего лейтенанта принял под свое командование патрульный торпедный катер из частей, дислоцированных на Соломоновых островах в южной части Тихого океана. Был тяжело ранен и дважды награжден за отвагу.

    После окончания войны работал корреспондентом. Заявил свою кандидатуру на пост члена палаты представителей от Демократической партии в 11-м избирательном округе Массачусетса и был избран, выиграв у республиканского соперника с пятикратным преимуществом. В январе 1947 в возрасте 29 лет занял место в палате представителей и затем дважды переизбирался на этот пост.

    В 1952 решил бросить вызов республиканскому сенатору Г.Лоджу, дед (и полный тезка) которого нанес поражение бостонскому мэру Дж.Фицджералду, деду Кеннеди по материнской линии, на выборах в Сенат в 1916. Руководил кампанией Джона его брат Роберт. Лодж был опасным противником, к тому же это был год возвращения республиканцев к власти в стране под знаменами генерала Д.Эйзенхауэра. Генерал победил в Массачусетсе, завоевав 208 тыс. голосов, но Кеннеди нанес поражение Лоджу с преимуществом в 70 тыс. голосов. Он был переизбран в 1958, получив более 70% голосов избирателей.

    Кеннеди-сенатор поддерживал политику регулирования цен и платы за жилье; выступал за развитие государственного жилищного строительства в противовес лоббистам, действовавшим в интересах владельцев недвижимости, и их союзникам из консервативного руководства ветеранских организаций; защищал интересы профсоюзов и голосовал против закона Тафта – Хартли.

    Однако в области внешней политики и в ряде других вопросов Кеннеди зачастую оказывался гораздо правее большинства демократов из северных штатов. Он примкнул к республиканцам, обвинившим президента Трумэна, государственного секретаря Дж.Маршалла и чиновников госдепартамента в том, что они «отдали» Китай коммунистам. Критиковал политику администрации в области обороны и относился с недоверием к программам помощи зарубежным странам. Выступал в поддержку программы федеральной помощи приходским школам. Голосовал против высоких, закрепленных твердыми ценами сельскохозяйственных субсидий. Занял умеренную позицию в вопросе о гражданских правах.

    Разрыв между взглядами Кеннеди и ортодоксальных либералов наиболее четко проявился в области гражданских свобод. То были годы «холодной войны» и войны в Корее, когда хрупкий баланс между национальной безопасностью и личной свободой подвергался тяжелым испытаниям. Кеннеди зачастую оказывался на стороне безопасности, а не гражданских свобод. Эта проблема оказалась в центре внимания в результате действий республиканского сенатора из Висконсина Дж.Маккарти, инициатора крестового похода против коммунистов. Кеннеди предпочел остаться в стороне от Маккарти, но не был и в рядах его откровенных противников. Придерживался узко легалистской, по мнению многих демократов, точки зрения, временами поддерживая воинственного сенатора, а временами голосуя против него. Когда в 1954 Сенат проголосовал за вынесение порицания Маккарти, Кеннеди отсутствовал по болезни и в течение нескольких лет не прояснял своей позиции по этому вопросу.

    В ходе кампании 1952 за место в Сенате Кеннеди получил поддержку многих правых республиканцев в борьбе против Лоджа, руководившего кампанией Эйзенхауэра против Р.Тафта на национальном республиканском конвенте. И Кеннеди и Лодж избегали дискуссий о Маккарти, который имел большое число сторонников в Массачусетсе.

    Кеннеди-сенатор без устали трудился над рядом законопроектов. В 1956 он возглавил борьбу против реформы коллегии выборщиков, утверждая, что преимущества, предоставляемые густонаселенным промышленно развитым штатам существующей системой избрания президента, являются необходимым противовесом преобладанию делегатов консервативных сельских районов. Им были законодательно оформлены многие из рекомендаций комиссии по реорганизации правительственного аппарата, которую возглавлял бывший президент Г.Гувер. Кеннеди обеспечил и утверждение законопроекта о превращении медицинской библиотеки вооруженных сил в национальную медицинскую библиотеку. Благодаря этим проектам укрепилась его репутация в Конгрессе. Общенациональную известность Кеннеди приобрел, руководя специальным комитетом, которому было поручено выбрать пятерых величайших сенаторов всех времен, чьи портреты собирались вывесить в сенатском зале приемов. Он был назначен на этот пост прежде всего потому, что получил Пулитцеровскую премию по разделу биографий как автор книги Профили мужества (Profiles in Courage, 1956), посвященной американским политическим лидерам, от Дж.Адамса до Тафта.

    Состоявшийся в 1956 национальный конвент Демократической партии был событием, которое обеспечило Кеннеди выход на общенациональную политическую арену. Э.Стивенсон, во второй раз выдвинутый своей партией на пост президента, пошел на необычный шаг, предложив конвенту избрать человека, который стал бы на выборах его напарником в качестве кандидата в вице-президенты. Кеннеди противостоял опасный соперник – теннессийский сенатор Э.Кифовер, который уже победил в предварительных выборах в ряде штатов. После трех драматичных туров голосования Кифовер обеспечил свое выдвижение.

    Кеннеди почти незамедлительно приступил к борьбе за первое место в избирательном бюллетене на следующих выборах. В 1958 он добился чрезвычайно убедительной победы во время перевыборов в Сенат. Кеннеди делал все для того, чтобы оставаться в центре общественного внимания. Он написал десятки газетных и журнальных статей, стал членом широко разрекламированного комитета Макклелана, занимавшегося расследованием профсоюзного рэкета, и весьма искусно провел через Сенат умеренный законопроект о реформировании трудовых отношений. Приобрел серьезный авторитет в сфере внешней политики, выступив с требованием самоопределения для Алжира и экономической помощи Индии.

    Когда в начале 1960 Кеннеди официально выдвинул свою кандидатуру, ему противостояли сенатор Х.Хамфри из Миннесоты, сенатор С.Саймингтон из Миссури, лидер сенатского большинства Л.Джонсон из Техаса и Э.Стивенсон. К моменту открытия конвента в Лос-Анджелесе Кеннеди уже обеспечил себе победу и был утвержден в первом же туре голосования. Спустя две недели республиканцы избрали своим кандидатом вице-президента Р.Никсона.

    Кеннеди сконцентрировал свои усилия на густо населенных штатах Северо-Востока, рассчитывая, что его напарник сенатор Джонсон обеспечит демократам традиционную поддержку Юга. Эта стратегия принесла успех, но перевес оказался незначительным. Кеннеди победил Никсона большинством в 119 тыс. голосов избирателей (при 69 млн. голосовавших). Кеннеди и Джонсон получили 303 голоса выборщиков, Никсон и Лодж – 219, сенатор Г.Бирд – 15.

    Кеннеди принял присягу президента США 20 января 1961. План действий нового президента был назван программой «Новых рубежей». Конгресс одобрил создание Корпуса мира, поднял минимальную заработную плату, либерализовал социальное страхование и принял законы о жилищном строительстве, помощи бедствующим районам страны, о переподготовке рабочей силы и выплате пособий временно безработным. Президенту были предоставлены беспрецедентные полномочия в проведении переговоров о снижении тарифов на импорт.

    Но Конгресс не принял ряд других его предложений: об оказании медицинской помощи пожилым, создании министерства по делам городов, всесторонней помощи сфере образования. Конгресс оказался по сравнению с Белым домом и менее либеральным, и менее склонным к активности. Южные демократы, контролировавшие председательские посты большинства ключевых комитетов, с помощью республиканских союзников смогли сохранить за собой роль постоянного тормоза действий исполнительной власти. Не удалось президенту завоевать и внушительной общественной поддержки своих законодательных программ. В личном плане он был чрезвычайно популярен. Но страна в целом процветала, и трудно было убедить большие группы избирателей в необходимости перемен.