Также по теме

БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ

БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ (Staatliche Museen zu Berlin, или SMPK), к которым относятся все здания Музейного острова, музеи Шарлоттенбурга, Далема, Культурфорума, а также группа художественных музеев, представляющих современное искусство) – один из обширнейших музейных комплексов Европы, который был разъединен в течение более чем 40 лет в результате разделения Берлина на Западный и Восточный.

Берлинские музеи возникли в начале 19 в. Идеи Просвещения, а также превращение парижского Лувра в общедоступный музей, навели реформаторов Прусского государства, принадлежавших кругу Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835) на мысль о создании подобного общедоступного музея в Берлине. С 1819 В. фон Гумбольдт возглавлял комиссию по созданию первого Королевского музея Пруссии.

С 1830, времени открытия Старого музея, по 1930 «Королевские Прусские музеи» превратились в самый большой взаимосвязанный музейный комплекс Германии, чему в особенности благоприятствовал выбор Берлина как столицы в 1871.

Местоположение коллекций.

Остров музеев является праматерью всех Государственных музеев Берлина, первым из которых стал Старый музей (Altes Museum) (1824–1830, арх. К.Ф.Шинкель), построенный в стиле неоклассицизма для королевского художественно-археологического собрания. Это второй после мюнхенской Пинакотеки публичный музей Германии, а Старым его назвали после того, как остров заняли под музеи целиком: в течение 100 лет, рядом с ним возникли здания еще 4 музеев. Все строения выдержаны в одинаковом антикизирующем духе – под стать хранящимся внутри коллекциям.

  ©  www.berlin-tourist-information.de     СТАРЫЙ МУЗЕЙ (Altes Museum)

Новый музей (Neues Museum) был построен в 1843–1847 архитектором Фридрихом А.Штюлером, учеником Шинкеля (восстановлен в 1959). Открылся для публики в 1857. Музей окружала галерея с променадом, которую проектировал кайзер Фридрих Вильгельм IV. Музей предназначался для гипсовых слепков со знаменитых статуй, дающих представление о развитии истории искусства.

Старая Национальная галерея (Alte Nationalgalerie) (1864–1874) открылась в 1876. Здание было сооружено Иоганном Генрихом Штраком по проекту Штюлера и стилизовано под античный храм коринфского ордера. Открылась после реставрации в декабре 2001.

 ©  www.berlin-tourist-information.de     СТАРАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (Alte Nationalgalerie)

В 1897–1904 был построен музей кайзера Фридриха в стиле необарокко (арх. Эберхард фон Ине), в 1956 переименован в музей им. Боде (Bodemuseum). Задумывался как музей эпохи Возрождения, однако в экспозиции были представлены картины художников 17 в.

Последним зданием, построенном на острове, стал Пергамский музей (Pergamonmuseum), открытый в 1930, хотя к этому времени он не был достроен (1909–1930, арх. А.Мессель, завершение – Л.Гофман). Пергамон-музеум представляет собой комплекс из трех крыльев: в первом находятся образцы классической архитектуры и Пергама, во втором – древности Ближнего Востока, в третьем – Немецкий музей, включающий искусство Северной Европы.

 ©  www.berlin-tourist-information.de     ПЕРГАМСКИЙ МУЗЕЙ (Pergamonmuseum)

Музеи Далема.

В конце 1920-х Вильгельм фон Боде, генеральный директор Острова музеев, предложил основать второй музейный центр для неевропейских культур в Далеме. Незаконченный музей по проекту Бруно Пауля стоял там уже со времен Первой мировой войны. Лишь в 1950-е Далем, вошедший в состав Западного Берлина, был отстроен как центр Государственных музеев Прусского культурного наследия, куда вошли: Этнографический музей (Мuseum fur Volkerkunde), Музей индийского искусства (Museum fur Indische Kunst) и Музей искусства Дальнего Востока (Museum fur Ostasiatisce Kunst).

 ©  www.berlin-tourist-information.de     МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР В ДАЛЕМЕ

Музеи Шарлоттенбурга

для многих коллекций в настоящее время являются временным пристанищем. В частности, для Музея древней и древнейшей истории (Museum fur Vor-und Fruhgeschichte) и для Египетского музея с собранием папирусов (Agyptisches Museum und Papyrussammlung) – одного из старейших королевских собраний Пруссии. Вскоре эти коллекции должны перебраться на Музейный остров, в отреставрированный Новый музей.

В Шарлоттенбурге останется Собрание и мастерская слепков (Gipsformerei), существующие уже почти 200 лет.

Коллекция берлинского маршана Хайнца Берггруэна «Пикассо и его время» (Sammlung Berggruen: Picasso und seine Zeit), которая получила музейный статус в 1996, будет находиться в Шарлоттенбурге как минимум еще 10 лет, дальше еt судьба будет решаться.

Культурный Форум

– это новейший музейный комплекс Берлина, который возник по инициативе Фонда прусского культурного наследия для показа памятников европейских культур. В 1968, в современном здании, построенном по проекту Людвига Мис ван дер Роэ, открылась Новая Национальная галерея (Neue Nationalgalerie). В этом же здании разместился музей художественных ремесел (Kunstgewerbemuseum), гравюрный кабинет (Kupferstichkabinett) и библиотека по искусству. В 1998 сюда же переехала Картинная галерея (Gemaldegalerie) с Острова музеев. Здание Картинной галереи построено по проекту мюнхенских архитекторов Хайнца Хильмера и Кристофа Саатлера – победителей конкурса 1986 на проект новой картинной галереи для картин старых мастеров.

Музей художественных ремесел впервые открылся в 1868, нынешнее название получил в 1879. Какое-то время музей находился в Мартин-Гропиус-Бау, потом перекочевал в Городской дворец, а после Второй мировой войны, как и большинство берлинских музеев, был разделен надвое. Та часть собрания, которая досталась ГДР, разместилась в барочном дворце Кёпеник, в настоящее время закрытом для обновления экспозиции. Часть, доставшаяся ФРГ, даже после раздела коллекции считалась одной из самых богатых коллекций прикладного искусства в мире, в 1985 переехала в новое здание на Культурфоруме.

Первые коллекции.

Прусский королевский дом располагал до основания музеев незначительными собраниями. Бранденбургские курфюрсты, прусские короли и германские императоры не скупились на субсидирование археологических экспедиций и на покупку вещей из раскопок. Собрание греческих и римских памятников итальянского археолога Беллори было приобретено еще в 1698.

Впоследствии собрания расширялись благодаря раскопкам в средиземноморских странах и на Востоке, а также путем закупок на европейском рынке произведений искусства.

В 1815 в Париже для Германии было куплено собрание Джустиниани, собиравшего картины Караваджо и его учеников. В 1821 собрание английского купца Эдварда Солли целиком поступило в распоряжение Пруссии. Оно состояло примерно из 3000 картин преимущественно эпохи итальянского кватроченто. Однако среди немногочисленных произведений нидерландской школы находились 6 досок знаменитого Гентского алтаря братьев ван Эйк.