Также по теме

УФФИЦИ

УФФИЦИ (Uffizi) – государственный музей живописи, скульптуры и графики, входит в комплекс Флорентийских общественных музеев и галерей. Вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров 16 в., а также древнеримскими статуями и саркофагами, проходят 45 залов, в которых памятники располагаются в хронологическом порядке, систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам.

Здание Уффици (арх. Дж.Вазари, 1560–1580) представляет собой две однотипные постройки, соединенные крытой аркой – переходом. Декор здания прост и строг: серый камень (pietra serena) в сочетании с белой штукатуркой, входом служит портик с аркадами. Только в середине 19 в. ниши были украшены мраморными статуями (скульпторы Дж. Дюпре и Л.Бартолини), изображающими великих людей Флоренции: Козимо Медичи Старшего и его внука Лоренцо Великолепного, художников Джотто, Никколо Пизано, Леонардо да Винчи, Микеланджело, мореплавателя Америго Веспучи и др.

      ЗДАНИЕ УФФИЦИ

Уффици, дворец Питти, Палаццо Веккио – это части единого комплекса, где жила семья герцогов Медичи, правителей Тосканы. Три здания соединены между собой крытыми переходами – коридорами. Знаменитый «коридор Вазари», расположенный над старым мостом («Понте Веккио»), издавна предназначался для размещения художественных коллекций.

Наиболее тесно галерея Уффици связана с дворцом Питти. Между собраниями происходит постоянный взаимообмен экспонатами. Такая практика установилась еще в то время, когда обе коллекции принадлежали семье Медичи. Однако Питти сохраняется как историко-культурный дворцовый ансамбль. В Уффици большая часть картин выставляется в современно оборудованных залах, лишь частично сохраняющих детали старинного декора (как правило, в отделке потолка).

Уффици (ufizzio) означает «службы» или «канцелярии», поскольку здание строилось для административных учреждений при дворе герцогов Медичи. Однако часть помещений с самого начала отводилась для размещения собраний художественных памятников и раритетов, принадлежащих правителям Тосканского государства.

Уффици становится музеем.

В 1581 Франческо I Медичи, страстный коллекционер и настоящий знаток, приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции из дворцов и вилл, а расположенные на втором этаже административные службы удалить. С этого времени здание Уффици стало музеем, в связи с чем были произведены значительные перестройки. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения.

Одной из первых была создана «галерея статуй» (первый коридор), для оформления которой пригласили группу флорентийских художников. Перекрытия потолка были расписаны причудливыми орнаментами, т.н. «гротесками», созданными по античным образцам, стены украшены шпалерами.

Открытая терраса в Уффици была застеклена и также приспособлена для показа произведений искусства. Вдоль этой террасы архитектор Б.Буонталенти возвел выставочные залы, среди них – т.н. «Трибуну» с куполом и высоко расположенными окнами. Свет здесь попадает сверху, благодаря чему краски картин не выгорают, а в статуях усиливается игра светотени. Трибуна предназначалась для шедевров коллекции.

Перестройки в Уффици продолжались на протяжении всех последующих лет, особенно в конце 18 в., когда с большой роскошью, в духе римской архитектуры, со сводами и скульптурным декором, был отделан т.н. «Зал Ниобы», специально предназначенный для античной коллекции, перевезенной из виллы Медичи в Риме.

Несмотря на многочисленные перестройки, особенно радикальные в 20 в., ряд помещений сохраняет свой первозданный облик полностью или частично.

Роль семьи Медичи в формировании коллекций.

Коллекционирование как особый род деятельности, предназначенной для интеллектуального досуга, зародилось в Италии 15 в. и затем распространилось по всей Европе. Собрания раритетов и произведений искусства стали рассматриваться как источник высокого духовного наслаждения, а также как обязательный атрибут «просвещенного монарха».

Меценатство стало семейной традицией герцогов Медичи, передававшейся из поколения в поколение. Основные шедевры собрания были либо заказаны членами семьи, либо приобретались ими для Уффици или для Питти.

Медичи обрели экономический и политический контроль над Флоренцией, начиная с Козимо Медичи Старшего (1389–1464), который покровительствовал искусствам и положил начало семейному собранию, служившему украшением дворцов и вилл. По его заказу были исполнены Битва при Сан-Романо Паоло Учелло (одно из первых в европейском искусстве 15 в. произведений на современную тему), Поклонение волхвов Беноццо Гоццоли, а также произведения Филиппо Липпи (1406–1469), которого особенно любил и ценил Козимо Медичи.

Особенно прославился как меценат внук Козимо Медичи Старшего, Лоренцо, которого его современники назвали «Великолепным» (1449–1492). Став правителем Флоренции в 1469 году, он давал художникам многочисленные заказы на создание картин и статуй, программы для которых разрабатывали знаменитые гуманисты. Имя Лоренцо Великолепного стало нарицательным для обозначения покровителя искусств. Для него работали Андреа Верроккьо, Филиппино Липпи, Перуджино и многие другие. Сандро Ботичелли (1475–1484) написал большую часть своих картин по заказам семьи Медичи: для украшения виллы кузена Лоренцо Великолепного Боттичелли создал свои шедевры Весна и Рождение Венеры; в Поклонении волхвов в виде персонажей священной легенды изобразил членов семьи Медичи и среди них себя.

Во время изгнания Медичи (1494–1512, второе изгнание 1527–1530), многие принадлежавшие им произведения искусства попали в чужие руки, некоторые бесследно исчезли. Французский король Карл VIII в 1494 захватил Флоренцию и увез из дворцов самые лучшие художественные произведения.

Вернувшись во Флоренцию в 1530, Медичи снова приступили к собиранию коллекций.

Во время правления Козимо I, с 1537, коллекции пополнились картинами знаменитых флорентийцев: Бронзино, Понтормо,Джорджо Вазари, Андреа дель Сарто и др., а также других художественных школ италии. Так, Пьетро Аретино передал в дар герцогу свой портрет кисти Тициана, венецианского мастера.

С 1539 Бронзино (Аньоло Аллори, 1503–1572) стал придворным художником Козимо I Медичи. Он создал первые парадные аристократические портреты, лучшие из них – портрет жены Козимо I Элеоноры с сыном, парный портрет четы Панчатики.

Уже в 1589 Трибуну в Уффици украшали такие картины Рафаэля как Мадонна в кресле (1516), Видение Св. Иезакиила (1510-е), Иоанн Креститель (тогда считался картиной Джулио Романо). В 1594 туда поместили Тондо Дони Микеланджело.

В 17 в. коллекция живописи особенно возросла. Некоторые картины специально создавались для Уффици или Питти, как например, Умирающая Клеопатра Гвидо Рени (1639). В собрание герцогов Тосканских поступили по завещанию коллекции, принадлежавшие другим членам семьи Медичи.

Французские королевы из рода Медичи, Екатерина, жена Генриха II, и Мария, жена Генриха IV, прислали во Флоренцию ряд произведений французских художников. Кардинал Монти, покровитель Караваджо, прислал в дар герцогу Медичи две его картины: Вакха и Медузу, изображенную на щите, так как картина предназначалась для Арсенала – собрания оружия.

Особенно обогатилась коллекция в 1631, когда Фердинанд II вступил в брак с наследницей герцога Урбинского, которой досталась богатейшая коллекция, собранная в течение многих лет. Из нее происходят картины Тициана, Перуджино, Пьеро делла Франческо и Рафаэля.

Уже в 16–17 вв. начали забирать в коллекцию Уффици – Питти наиболее ценные произведения из церквей и монастырей Флоренции, иногда заменяя их копиями. Так попали в Уффици произведения Леонардо да Винчи, Вероккио, Андреа дель Сарто и художников 13–15 вв.