Также по теме

КАЙРУАН

КАЙРУАН (от араб. Kairuwan, «военный лагерь»), второй по размерам и населению город в Тунисе в 67 км от Средиземного моря. Религиозный центр Туниса. Административный центр Кайруанского вилайета (губернаторства). Население – 150 тыс. жителей (2003).

История.

Основан ок. 670 арабским полководцем Окбой ибн Нафи, соратником пророка Мухаммеда, во время похода в византийские владения в Северной Африке (Карфагенский экзархат). Построен как опорный пункт для защиты завоеванных земель от кочевников-берберов вдали от моря, контролируемого византийским флотом. Согласно легенде, Окба ибн Нафи метнул копье, и в месте его падения нашел золотую чашу, которую за несколько лет до этого потерял в священном колодце Замзам в Мекке; из земли забила вода, и было решено разбить здесь постоянный военный лагерь и возвести мечеть.

В 688–689 Кайруан был разорен берберами, но затем восстановлен и стал резиденцией арабских наместников Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир), выполняя одновременно роль военной крепости и места отправления культа. В 8 в. оказался ареной многочисленных восстаний и борьбы религиозных партий (суннитов, шиитов и хариджитов). Йазид ибн Хатим (наместник с 772) реконструировал Великую мечеть и создал специальные рынки (суки) отдельно для каждого ремесла; получил прозвище «второго основателя города».

Ок. 800 Кайруан стал столицей автономного княжества Ифрикия. При династии Аглабидов (800–909) пережил эпоху расцвета. Превратился в священный для суннитов город и одновременно в важный пункт транзитной торговли и в крупный научный и культурный центр. Был местом притяжения как мусульманских, так и немусульманских мигрантов (особенно иудеев). Особую славу принесли ему школа малекитского права и основанная Исхаком ибн Имраном медицинская школа. Благодаря сооружению водонапорной башни и цистерн (от них сохранился «бассейн Аглабидов») была решена проблема обеспечения жителей города питьевой водой.

С приходом к власти династии Фатимидов Кайруан потерял статус столицы (910). В 972 Фатимиды, захватившие Египет, назначили правителем Ифрикии Булуггина ибн Зина, основавшего династию Зиридов (972–1148). В середине 1040-х Зириды провозгласили независимость от Фатимидов и снова сделали Кайруан своей столицей. В 1057 город был разграблен во время набега на Ифрикию египетских бедуинов, организованного Фатимидами, и с этого времени, окончательно утратив положение политического центра Магриба, начал приходить в упадок. Особое запустение наступило при Хафсидах (1228–1574). Сильный удар по его экономике нанесло изгнание из него всех немусульман (1270-е); до 1881 «неверные» не имели права находиться в городе ночью, а днем они могли входить туда только по специальному разрешению властей. После установления османского господства в Тунисе (1574) Кайруан сохранил статус священного города. В конце 16–17 вв. сильно пострадал от военных действий между турками и испанцами. В начале 18 в. был восстановлен фактически из руин Хусейном ибн Али, основателем династии Хусейнидов (1705–1881). Несмотря на новый период смут в середине 18 в., к 1780-м превратился во второй по значению город Туниса. После захвата страны французами (1881) оказался одним из очагов сопротивления колонизаторам. Во время Второй мировой войны был захвачен немцами (ноябрь 1942); освобожден англичанами 10 апреля 1943. С 1956 – в составе Туниса.

Североафриканская Мекка.

Кайруан считается мусульманами четвертым после Мекки, Медины и Иерусалима священным городом, одним из четырех врат рая. В нем 85 храмовых сооружений. Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. Главными святынями являются Великая мечеть, Завия Сиди Сахби, Завия Сиди Абид эль-Гариани, колодец Бир Барута.

Великая мечеть (мечеть Сиди Окба), возведенная в 671, неоднократно перестраивалась (695, 723, 774, 836, 862, 875). В своем нынешнем виде она восходит к 9 в., хотя самая древняя ее часть – михраб (молитвенная ниша, обращенная к Мекке) – датируется еще концом 7 в. Храмовый комплекс включает молитвенный зал, внутренний двор с портиками и солнечными часами, минарет и внешние стены (в раннее средневековье они выполняли роль крепостных). Мечеть построена по модели мечети Омейядов в Дамаске, но с некоторыми отличиями. Молитвенное помещение представляет собой не трехнефную базилику, а колонный зал в форме неправильного четырехугольника, состоящего из 17 нефов; мраморные колонны (их более 400) украшены капителями римского и византийского происхождения. Четырехугольный минарет, возведенный ок. 730, считается самым древним в мире (первые мечети не имели минаретов), он состоит из трех ярусов, его высота – 31,5 м, площадь основания – 10,7 кв. км; предполагают, что образцом для него послужил Александрийский маяк.

Завия Сиди Сахби, или «Мечеть цирюльника», – мавзолей одного из соратников Мухаммеда, в котором хранится прядь волос пророка. Мавзолейный комплекс, восходящий к раннему средневековью и реконструированный в 17 в. (в стиле Альгамбры в Гренаде), представляет собой череду внутренних двориков и богато декорированных залов, над которыми возвышается квадратный минарет.

Другой известный мавзолей – Завия Сиди Абид эль-Гариани, построен в 15 в.; в нем покоится прах прославленного мусульманского святого. Недалеко от него находится колодец Бир Барута, вырытый, по преданию, на месте, куда вонзилось копье Окбы ибн Нафи; он занимает первый этаж одного из домов Кайруана; механизм для подачи воды приводится в действие верблюдом.

 IGDA/M. Bertinetti     МЕЧЕТЬ СИДИ ОКБА (Великая мечеть) в Кайруане            МЕЧЕТЬ СИДИ ОКБА. Внутренний двор

Современный Кайруан.

Кайруан ныне состоит из двух частей – Старого города (медины), окруженного крепостной стеной начала 18 в., и выросшего рядом с ней Нового города европейского типа. Медина сохранила свой древний облик; оживленный проспект Бельхауан, главная торговая артерия Кайруана, контрастирует с тихими узкими арабскими улочками остальной части медины.

Город еще с 9 в. славится своими ремеслами – производством ковров, кожаных изделий (от верблюжьих седел до арабских туфель) и изделий из меди (чаши, подносы, вазы с изысканной чеканкой и гравировкой). Мировую известность ему принесли знаменитые узелковые ковры из чистой шерсти; их отличительные признаки – естественные шерстяные цвета, геометрический орнамент, широкая кайма из параллельных полос и ромб из цветов в центре. В кустарном производстве занято ок. 40% жителей.

В последнее время развиваются текстильная (верхняя одежда) и пищевая индустрия, добыча камня и мрамора. В городе более 80 промышленных предприятий. Благосостояние горожан, однако, зависит прежде всего от туристов и паломников.

Функционирует несколько музеев: Музей Востока, Музей Окбы, Музей Аглабидов, Национальный музей исламского искусства, Дворец ковров.

В городе 40 детских садов, 307 начальных школ, 50 лицеев и коллежей и 5 высших учебных заведений. Начальное образование имеют 92% жителей, среднее – 52%. Система здравоохранения развита слабо (одна региональная больница, одна клиника, 49 аптек); один врач приходится на 2633 жителя.

Из известных деятелей российской культуры Кайруан посещали поэты Андрей Белый и Николай Гумилев.

Иван Кривушин

Литература

Solignac M. Recherches sur les installations hydrauliques de Kairouan et des steppes tunisiennes du VIIe au XI siècle J. C. Alger, 1953
Жюльен Ш. А. История Северной Африки. Т. 2, М., 1961
Sebag P. La Grande Mosquée de Kairouan. Zurich, 1963
Harrazi N. Chapiteaux de la grande Mosquée de Kairouan. Tunis, 1982
Тунис: путеводитель. М.; Мюнхен, 1999
Encyclopedia of Islam and the Muslim world. New York, 2004. Vol. 1.