Содержание статьи

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. К.С.СТАНИСЛАВСКОГО И

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. К.С.СТАНИСЛАВСКОГО и В.И НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО – Московский академический музыкальный театр им. Народных артистов СССР К.С.Станиславского и В.И Немировича-Данченко. Создан в Москве в 1941, академический – с 1964.

    В 1941 были объединены две оперные труппы, основанные реформаторами сценического искусства К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Труппа Станиславского возникла в конце 1918 как оперная студия Большого театра. Вторая – труппа Немировича-Данченко – была учреждена в 1919 как музыкальная студия МХТ (в 1926 оба коллектива получили статус государственных театров). Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами обе опирались на принципы системы Станиславского. Основатели отвергали идею пышной оперы – «концерта в костюмах». Они строили спектакль по законам драматической сцены, исследуя психологию каждого персонажа и воспитывая не только певцов, владеющих нюансами вокала, но и актеров, знакомых с драматическим мастерством.

    В 1926 распоряжением правительства двум студиям было передано здание на Большой Дмитровке – бывшая городская усадьба графов Салтыковых, затем – Мятлевых. Оперная студия К.С.Станиславского и Музыкальный театр В.И.Немировича-Данченко работали в этом здании независимо друг от друга и выступали поочередно (похожая коллизия описана М.Булгаковым в Театральном романе, когда два знаменитых режиссера, не сумев поделить театр, создали две независимые труппы).

    Постановки Станиславского были подробнее и лиричнее, тоньше по атмосфере, их отличали яркость актерской игры, неистощимая изобретательность минзансцен. Станиславский был традиционнее в выборе оперного репертуара, в афише его студии значились популярные оперы: Евгений Онегин (1922), Богема (1927), Кармен (1935), Пиковая дама (1930), Борис Годунов (1929), Царская невеста (1926), Майская ночь (1928), Севильский цирюльник (1933), Риголетто (1939).

    Немирович-Данченко добивался репертуарного разнообразия, с одной стороны, обращаясь к оперетте (Перикола (1922), Прекрасная Елена (1937) Оффенбаха, Дочь Анго (1920) Лекока, Корневильские колокола (1932) Планкета)), с другой стороны, активно вторгаясь в классические партитуры и тексты. Так возникли его авторские версии оперных шедевров – Травиаты (1934) и Кармен (Карменсита и солдат (1923), а также музыкальный политический фарс Лизистрата (1923).

    В 1939 в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер «Московский Художественный балет», основанная в 1929, которая пыталась реализовать принципы системы Станиславского в танце. Начав с классики – Корсара и Коппелии, труппа обратилась к советскому балету– Красному маку, Карманьоле. В состав коллектива входили А.Урусова, А.Клейн, А.Тольский, В.Бурмейстер, Н.Холфин (первый балетмейстер труппы в 1932–1938-х, поставивший балеты Соперницы – версию Тщетной предосторожности (1933) П.Гертеля, Треуголку (1936) С.Н.Василенко, Цыганы (1937) С.Н.Василенко, Бахчисарайский фонтан (1936) Б.Асафьева в постановке Р.Захарова). Драматический темперамент, виртуозная техника, тяготение к острому сценического рисунку характерны для ведущих танцовщиков труппы. Звездой труппы была Мария Сорокина. В работе труппы принимали участие Б.Мордвинов и П.Марков – режиссеры, воспитанные на идеях МХТ, стремившиеся приблизить балет к психологической драме или реалистической комедии. Идейная близость этих трех групп определила творческий почерк созданного в 1941 Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

    C 1941по 1943 театр возглавлял В.И.Немирович-Данченко. Работа с современными композиторами стала основным направлением работы режиссера. Театр стал «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Свою задачу Немирович-Данченко видел в пропаганде оперного творчества молодых советских композиторов и достижений современной мировой оперы. Именно здесь впервые в Москве была исполнена Катерина Измайлова (1934) Дм. Шостаковича. До этого была осуществлена постановка оперы Северный ветер (1930, режиссер Л.Баратов) Л.Книппера по либретто В.Киршона, в 1936 – Тихий Дон И.Дзержинского, в 1939 – В бурю Т.Хренникова. В театре также работал выдающийся дирижер С.А.Самосуд, танцы в операх ставили талантливые танцовщики-экспериментаторы Н.А.Глан и А.А.Румнев. Немирович-Данченко придавал большое значение культуре изобразительного решения спектакля. В театре в разные годы работали такие оригинальные сценографы как И.М.Рабинович, И.И.Нивинский, В.В.Дмитриев, П.В.Вильямс, Б.Эрдман, Б.И.Волков (1941–1949 – главный художник), А.Ф.Лушин.