Содержание статьи
    Также по теме

    ЗАНАВЕС

    ЗАНАВЕС, используется в театре в трех качествах: первое (и самое древнейшее) – как самостоятельный вещественный персонаж спектакля, противостоящий актерам, второе – как элемент их игры и третье – как средство отделения (скрывания) сценического пространства от зрительного зала, актеров и декораций от публики.

    Примером использования занавеса в качестве самостоятельного вещественного персонажа является кусок ткани, который вставал непреодолимой преградой перед фигурами исполнителей древнейшего индийского представления Катхакали и становился объектом яростной борьбы с ним злого и страшного божества Раваны. В современном театре – это знаменитый вязанный занавес Д.Боровского (образ тлена, распада, праха и одновременно метафора Вечности, Времени, Универсума) в Гамлете, а также целый ряд подобного рода решений в сценографии других художников.

    Как элементы игры актеров занавеси из легкой ткани (занавески, драпировки и пр.) часто применялись в комедии дель арте, в театрах Шекспира и Лопе де Вега, а в 20 в. – режиссерами и художниками, строившими свои спектакли на приемах игровой сценографии: от Евг.Вахтангова и И.Нивинского в Принцессе Турандот до Б.Брехта и К.Неера в системе их эпического театра, а в наше время – А.Фрайера в опере Дон Жуан и многих других примеров современной сценической практики.

    Наконец, собственно театральный занавес, закрывающий сцену от зрительного зала, появился в придворном итальянском театре 16 в., утвердился в этом качестве в эпоху барокко 17 в. В этом качестве занавес стал неотъемлемым элементом оформления сцены-коробки и продолжает существовать до сегодняшнего дня (кроме тех случаев, когда режиссеры специально от него отказываются по эстетическим соображениям). Занавеси могли быть подъемными или раздвижными, открываться полностью или по частям, являться постоянными для сцены данного театра или сделанными специально для определенного спектакля и показываемыми, как перед его началом, так и перед отдельными картинами. Занавеси могли представлять собой живописные композиции на обобщенные мифологические темы или написанными по мотивам спектакля; в последнем случае они становились визуальными персонажами, непосредственно обращенными к зрителям и несущими в себе высочайшую силу самостоятельного художественного воздействия, тем более, что их авторами были такие выдающиеся мастера изобразительного искусства и сценографии, как М.Врубель и Л.Бакст, К.Сомов и А.Головин, Н.Гончарова и М.Ларионов, Ж.Брак и М.Шагал, П.Пикассо и С.Дали, Т.Нариманбеков и М.Малазония, Е.Лысик и Б.Мессерер.

    Виктор Березкин

    Литература

    В.Базанов. Техника и технология сцены, глава 4. Занавесы. Л., 1976