Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕГА КАРПИО, ЛОПЕ ФЕЛИКС ДЕ

    ВЕГА КАРПИО, ЛОПЕ ФЕЛИКС ДЕ (Vega Carpio, Lope Félix de) (1562–1635), испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии.

    Родился 25 октября 1562 в Мадриде, в семье ремесленника-вышивальщика. Учился в университете в Алькала-де-Энарес. Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано – свою первую пьесу, Истинный любовник, он написал уже в 1574–1575. С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике. По его собственному свидетельству, количество пьес превышает 800; однако его первый биограф, Монтальвана, утверждал, что Лопе де Вега написал 1800 комедий и 400 ауто. Сохранились тексты 470 пьес. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы; а также теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме Новое искусство писать комедии в наше время (1609). Такая невероятная литературная плодовитость изумляет тем более, что он прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр, которой ничуть не помешало принятие сана священника и даже принадлежность к инквизиции.

    Становление мировоззрения Лопе де Вега пришлось на период национального испанского народного движения Реконкиста (в буквальном переводе – «отвоевание»), ставящего своей целью освобождение страны от мавританского владычества, продолжавшегося около пяти веков, и возрождение национального самосознания. Это нашло прямое отражение в его творчестве. С одной стороны, любовь к отечеству и свободолюбивые мотивы буквально пронизывают все драматургическое творчество Лопе де Вега – что свойственно всем писателям высокого Возрождения. Однако у драматурга есть и иные творческие черты, связанные с испанскими реалиями – например, последовательный интерес к жанру аутос (auto sacramental – «священное действо») – спектаклей, разыгрываемых на празднике Тела Христова и связанных с таинством причастия. Ауто в Испании, в отличие от других европейских стран, где религиозный театр процветал лишь в средние века, сохранились до второй половины 18 в.; и их литературную обработку начал именно Лопе де Вега. Светские взаимоотношения с церковью в Испании после победы Реконкисты отличались большим своеобразием, особенно – в области театра. Светский и религиозный театры существовали изолированно, не взаимодействуя, но и не особо мешая друг другу. Формально испанская церковь относилась к светским развлечениям негативно; однако на деле светские драматурги, несмотря на весьма бурную и авантюрную жизнь, зачастую принимали монашеский сан и начинали жить за счет церкви. Так, Лопе де Вега стал священником в 1614, а с 1624 возглавлял братство служителей инквизиции. Правда, в 1625 совет Кастилии запретил ставить и печатать его пьесы, однако за год до его смерти этот запрет был отменен. Запрет, тем не менее, не означал, что драматург почти десятилетие не писал: именно в этот период была написаны знаменитые комедии Собака на сене и Глупая для других и умная для себя.

    При огромном числе написанных драматургом пьес все они не могли быть равноценными. Более того, анализ показывает, что большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме – воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия. В театроведении существует любопытная гипотеза, что драматургия Лопе де Вега сформирована по принципам комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета. В пользу этой гипотезы говорит то, что итальянские труппы комедии дель арте гастролировали в Испании, пользуясь огромной массовой популярностью. Лопе де Вега достаточно жестко структурировал основной сюжет, выстраивая свои комедии по общим художественным принципам: трехактное деление, ритмизированные диалоги (он использовал преимущественно три стихотворные формы: белый стих, народный романсовый стих и сонетную форму).

    В его творчестве присутствуют две основных линии, в обеих из них явственно чувствуются главные мотивы мировоззрения Ренессанса: жизнелюбие, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели.

    Первая – т.н. «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса Фуэнте Овехуна. При этом вряд ли правомерно считать Лопе де Вега идеологом крестьянства или выразителем его интересов. Представляется, что механизм формирования «крестьянской» тематики у него был совершенно иным, и обусловлен он был все той же Реконкистой, сформировавшей многие социальные принципы и нормы. Освободительная война сформировала мощную национальную идею, объединившую весь испанский народ и способствующую стиранию сословных различий. Понятие чести в Испании было одинаково и для герцога, и для крестьянина; достоинство страны впрямую связано с чувством собственного достоинства каждого из ее жителей. Это – высший идеал Возрождения, который сливается с выстраданным в боях Реконкисты идеалом Испании. Вот почему в пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии (Звезда Севильи, Наказание – не мщение, Государь, сброшенный со скалы, Саламейский алькальд, Разумный в своем доме, Периваньес и командор Оканьи и др.).

    Вторая линия – т.н. «комедии плаща и шпаги», написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой. Эти комедии (Учитель танцев, Собака на сене, Валенсианская вдова, Девушка с кувшином, Глупая для других и умная для себя и множество др.) стали чуть ли не единственным в Испании высшим отражением мировоззрения Ренессанса. Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов. Неразрешимых противоречий нет, здесь торжествует свободное содружество свободных людей.

    Отдельную линию его творчества, как было сказано выше, представляют его многочисленные ауто, в которых он последовательно применял приемы светской драматургии (Жатва, Путешествие души, Истинная ложь и др.).

    Лопе де Вега умер 27 августа 1635, в Мадриде. Вскоре после его смерти счастливый период мирного сосуществования религиозного и светского театров подошел к концу: испанское правительство, под давлением церкви, начало репрессии против театра. Его пьесы вновь были запрещены. Наступил довольно долгий период забвения его творчества: в 18 в. его комедии шли вразрез с классицистскими канонами; в 19 в. особого интереса к народным комедиям тоже не было. Новая волна интереса к его творчеству началась лишь в 1930-е., во многом – благодаря Фредерику Гарсиа Лорке, поставившему Фуэнте Овехуна в студенческом театре «Ла Барака».

    Сегодня Лопе де Вега считается не только классиком испанской драматургии, но и создателем целой школы драматургов, среди которых были Гильен де Кастро (Юные годы Сида, Подвиги Сида), Хуан Руис де Аларкон (Ткач из Сеговии, Сомнительная правда, Антихрист, Нет худа без добра и др.), Тирсо де Молина (Дон Хиль Зеленые штаны, Благочестивая Марта, Севильский озорник, или Каменный гость – первая в истории драматургическая обработка легенды о Дон Жуане, Осужденный за недостаток веры и др.).

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
    Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIXXX вв. Очерки. М., 2001