Также по теме

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА развилась достаточно поздно, т.к. сильное влияние латинского языка препятствовало проявлениям в литературе постепенно выработавшегося нового народного языка. При этом политические и торговые отношения с Францией облегчали проникновение в Италию западных литературных образцов, вследствие чего, естественно, первый период итальянской литературы начинался подражанием.

С конца 12 в., а, может быть и ранее, главным образом после альбигойских войн, при мелких княжеских дворах Верхней Италии, где был понятен провансальский язык, появляются трубадуры, и скоро в Италии начинают писать самостоятельные поэты на провансальском языке. В Средней Италии в начале 13 в. не существовало блестящих дворов, а в Южной был непонятен провансальский язык. Поэтому здесь раньше всего обратились к народному языку, и поэтому итальянская поэзия получила начало в Сицилии, при дворе императора Фридриха II.

Поэтические произведения эти большей частью только бледные отражения провансальских образцов, без индивидуального характера, и только немногие из них были оригинальными. С падением Гогенштауфенов новым центром поэзии становится Тоскана, где Гиттоне д’Ареццо (Guittone D'arezzo, ок. 1215–1294), один из крупнейших итальянских поэтов 13 века, по своему образованию находившийся еще под сильным провансальским влиянием, стал во главе поэтической школы, которая представляла собой переходный этап в итальянской литературе. И здесь попутно зарождается более свежее реалистическое течение, особенно в лице Кьяро Даванзати. (Chiaro Davanzati, ум. в 1304 ), одного из самых плодовитых итальянских авторов до Данте: известны по крайней мере 122 его сонета и 61 баллада.

Наконец, сицилийская школа из Тосканы переходит в Болонью, и здесь, в противовес ей, возникает школа, которая не  примыкала к народному реалистическому направлению, а находилась под ученым влиянием и обрела символически-аллегорический характер. Главою ее был Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizzelli, ум. 1276). Вскоре это направление достигло наивысшего развития во Флоренции, где в числе его последователей были Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti, 1259–1300) и Данте.

Наряду с этим развивалась комическая и сатирическая поэзия. В Верхней Италии продолжала существовать провансальская поэзия и значительное влияние приобрел французский язык. Многие итальянцы писали свои произведения по-французски: Брунетто Латини (Brunetto Latini, ок. 1220–1294) свое энциклопедическое произведение Большое сокровище (Le Trésor), Марко Поло о своих путешествиях и т.д.

В Верхней Италии, под влиянием бродячих французских певцов, возникла довольно обширная франко-итальянская литература. Прозаическая литература, наконец, также начинается в этом веке. Сохранилось несколько образцов писем на болонском наречии, много переводов французских «романов приключений» и переводов с латыни.

В 14 в. политическим центром Тосканы стала Флоренция, и в итальянской литературе тосканское наречие заняло главенствующее место. На рубеже этого столетия возникает в итальянской литературе одна из величайших личностей этого времени – Данте. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов. Повесть (новелла), всегда бывшая сильной стороной итальянской литературы, нашла в то время выдающегося представителя, Джованни Боккаччо (1313–1375), заслужившего мировую известность сборником новелл Декамерон.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, увенчанный лавровым венком на портрете Луки Синьорелли (ок. 1441–1523).ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА. IGDA/M. Seemuller

См. раздел ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в статье ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Прочая литература 14 в., – частью примыкавшая к произведениям 13 в., частью являвшаяся подражательной, – по сравнению с творениями этих трех писателей, довольно незначительна.

Фактически, в Италии никогда не прерывалась традиция классической культуры. В эпоху Данте проявляется особенно ревностное стремление воскресить художественность латинских классиков. В 15 в. итальянская знать и ученые активно разыскивают древние греческие и латинские рукописи. Таким образом, понятно, что образованные люди, покинувшие Грецию после взятия турками Константинополя, встречают радушный прием в Италии. Изобретение книгопечатания и стремление большого количества мелких князей выдвинуться друг перед другом в своем покровительстве наукам необычайно способствовали распространению вновь приобретенных классических знаний.

Народная литература в 15 в. вначале была почти совершенно подавлена этим ученым движением. Однако в Венеции народной эротической поэзии подражал в превосходных канцонеттах и страмботто, им же положенных на музыку, венецианский патриций и гуманист Леонардо Джустиниани (Leonardo Giustiniani, ок. 1388–1446).

Кроме того, религиозная поэзия является в Умбрии в виде драматических пьес Devozione, во Флоренции – под названием Sacra Rappresentazione – духовных драм, подобных мистериям по сюжетам из Ветхого и Нового заветов, апокрифов и житий святых. Пьесы были дидактические, с обязательным наказанием порока и наградой за добродетель в финале.

Со второй половины столетия снова проникает и находит распространение в знатном и придворном обществе национальная поэзия. Образовываются три литературных центра: Неаполь, Феррара и Флоренция. Во Флоренции Лоренцо Медичи (1448–1492) покровительствовал литературе и сам писал стихотворения в подражание Данте и Петрарке. В число его единомышленников и друзей входили Луиджи Пульчи (1432–1484) из Флоренции и Аньоло Амброджини, прозванный Полициано (1454–1494) которые образуют своеобразный триумвират флорентийских поэтов Кваттроченто.

Почти в одно время с Пульчи, Маттео Боярдо граф Скандиано (Matteo Maria Boiardo, 1434–1494), написал в Феррере первую настоящую итальянскую эпическую поэму Влюбленный Орландо (Oriando innamorato).

Из лирических поэтов этого периода следует назвать неаполитанца Каритео (ум. ок. 1515), Серафино д’Аквила (1466–1500), Бернардо Аккольти из Ареццо, знаменитого импровизатора, прозванного «L’unico» (ум. ок. 1534), и др.

Из комических и сатирических поэтов надо отметить особенно Антонио Камели из Пистои (Antonio Cammelli, 1440–1502). В драме господствовало подражание древним. Среди наиболее значительных прозаиков  – Леон Батиста Альберти (Leon Battista Alberti, 1404–1472), универсальный гений Раннего Возрождения, оставивший свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, – и Маттео Пальмиери (Matteo Palmieri, 1406–1478). Знаменитый Джироламо Савонарола из Феррары, обличавший распущенность нравов при дворе Медичи, писал трактаты, проповеди и лауды.

К концу 15 в. в Неаполе появляется прозаик, создавший новое литературное направление; Джакопо Саннадзаро (Jacopo Sannazzaro, 1458–1530), кроме большого числа стихотворений на народном итальянском языке, написал фантастический буколический роман Аркадия (Arkadia), вызвавший восхищение современников и оказавший значительное влияние на европейскую литературу.

В 16 в. оба направления, – народная итальянская литература и гуманизм, – сливаются в одно гармоническое целое, порождая всплеск итальянской литературы. Он начинается с героической романтической эпопеи Лодовико Ариосто (1474–1533) Неистовый Роланд  (Oriando furioso), вызвавшей целый поток героических поэм. Однако вскоре замечается и реакция, противопоставившая описанию романтического мира неприкрашенный резкий комизм. Глава этой школы мантуанец Теофило Фоленго (1492–1544). К этому же направлению относятся Джироламо, Амелунги, Граццини.