Также по теме

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ, вид вооруженных сил, главный компонент морской мощи государства, характеризующий его возможности контроля океанских (морских) коммуникаций. Современные ВМС имеют в своем составе не только корабли, авиацию и ракеты, но также береговые службы, части и учреждения для управления, планирования, строительства, ремонта и научно-исследовательских работ.

Зарождение военно-морских сил.

Военно-морские силы впервые появились в странах Средиземного моря, которое дает доступ к трем континентам, имеет много полуостровов и островов и характеризуется благоприятными погодными условиями большую часть года. Его можно считать колыбелью флота; там процветала морская торговля, появилось пиратство, вспыхивали морские войны.

Согласно письменным свидетельствам, Афины первыми создали военно-морские силы. Афинский стратег Фемистокл, предвидя вторжение персов, убедил сограждан потратить серебро, добываемое в рудниках Аттики, на постройку флота трирем.

      РАЗМЕЩЕНИЕ ГРЕБЦОВ на греческой или римской триреме.

Бывшая колония некогда могущественной Финикии, город-государство Карфаген со временем превратился в мощную рабовладельческую державу. Между ним и усиливающимся Римом завязалась длительная борьба (Пунические войны 264–146 до н.э.) за гегемонию в Средиземноморье. Рим был силен на суше, Карфаген – на море. Со свойственной им энергией римляне принялись за создание флота, взяв за образец стандартный боевой корабль карфагенян. Новички в войне на море, они тем не менее выиграли первое морское сражение при Милах (260 до н.э.) благодаря придуманному ими переходному мостику с крюком на его конце, который при перебрасывании на корабль противника зацеплялся за его борт или палубу, после чего римские воины, не имевшие себе равных в рукопашной схватке, устремлялись по мостику на абордаж. После череды побед и поражений Рим взял верх над Карфагеном. См. также ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ.

Большое значение для Рима имело морское сражение у мыса Акций (31 до н.э.), когда во время гражданской войны в Риме флот Октавиана (будущего императора Августа) под командованием опытного флотоводца Агриппы (260 легких кораблей) разбил объединенный флот Марка Антония и египетской царицы Клеопатры (170 тяжелых высокобортных трирем и 60 вспомогательных египетских кораблей). В разгар сражения Клеопатра увела свои корабли в Египет. Вслед за ней, бросив свой флот, в Египет бежал и Антоний. Результатом сражения было падение республики в Риме и провозглашение Октавианом Римской империи. Рим стал безраздельно властвовать на Средиземном море.

Перед угрозой постоянных вторжений варваров император Константин перенес столицу в Византий (Константинополь с 330 н.э.). Однако в 7–8 вв. возникла новая серьезная угроза Европе в лице арабских мусульманских государств. Арабы завоевали Испанию и дважды осаждали Константинополь. В последний раз их флот, пройдя через Дарданеллы, осадил Константинополь с моря. Выбрав удачный момент, византийский флот атаковал неприятеля и, применив, к полной неожиданности арабов, неизвестное до той поры зажигательное средство – т.н. «греческий огонь», – сжег все арабские корабли. «Греческий огонь», предтеча современных огнеметов, был первым чисто морским средством борьбы, значительно более эффективным, чем примитивное таранное устройство в носовой части корабля. И хотя в последующие века враги не раз угрожали Константинополю, он долгое время оставался неприступным благодаря сильному флоту и монопольному владению «греческим огнем», обеспечивавшим ему господство на море.

Западная Европа.

Зарождение парусного флота.

Задолго до взятия Константинополя турками (1453) Венеция и Генуя имели большой торговый флот. Возникновение Османской империи и постоянные нападения турок на торговые суда заставили Венецию предпринять ответные действия. Была создана «Священная лига» (Венеция, Генуя, Испания, Ватикан, Мальта и др.). В 1571 ее объединенный флот занял позицию у входа в залив Патраикос у Лепанто. Шесть кораблей выделялись своими большими размерами: это были галеасы – парусно-гребные корабли, каждый с 30 пушками, размещенными по бортам. Четыре галеаса, выдвинувшись вперед, нанесли сильный пушечный удар по надвигавшемуся турецкому флоту и расстроили его боевой порядок. В последовавшем абордажном бою турецкий флот потерпел поражение. Морская мощь Османской империи была основательно подорвана. Это сражение ускорило развитие парусного флота, который больше подходил для плавания в неспокойных водах Атлантики, куда вели новые торговые пути и куда переносили свои действия ВМС.

Рост морской мощи Англии и Голландии.

В середине 16 в. английский король Генрих VIII реорганизовал военно-морские силы, сделав их основой парусные корабли. В 1546 он учредил Адмиралтейский совет и оставил после себя флот, который завоевал славу английской короне во время царствования королевы Елизаветы I (1558–1603). Одновременно со становлением Голландии усиливался и ее военный флот, внесший большой вклад в завоевание независимости страны от Испании.

Испания была общим врагом и Англии, и Голландии. Ее корабли, вывозившие огромные богатства из колоний, становились добычей английских джентльменов удачи, таких, как Ф.Дрейк. В мае 1588 испанский король Филипп II послал Непобедимую Армаду к берегам Англии с целью разгромить английский флот и высадить десант. Гибель Армады подорвала морское и военно-политическое могущество Испании. См. также НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА.

Голландию и Англию, бывших союзников в борьбе с Испанией, торговое соперничество и желание контролировать Ла-Манш и близлежащие воды привели во второй половине 17 в. к серии войн, которые проходили главным образом на море и завершились победой Англии.

К этому времени парусные линейные корабли стали основой флотов; количество пушек определяло ранг корабля. Стандартный парусный линейный корабль имел 74 пушки, но были и 120-пушечные корабли. Корабли, предназначенные для разведки, сопровождения и нападения на торговые суда, были меньшего водоизмещения; фрегаты, например, имели 32–50 пушек, корветы – 24, а военные шлюпы – 16–20. Изменилась тактика: исход боя стала решать не абордажная схватка, а артиллерийский удар. В большинстве флотов параллельно сформировался офицерский корпус. К концу 18 в. в Англии, Франции, России и США были созданы министерства ВМС и адмиралтейства.

      ШВЕДСКИЙ ФЛАГМАНСКИЙ КОРАБЛЬ Ваза, спущенный на воду в 1628

Британская морская мощь в 18 и начале 19 вв.

Превосходство английского флота на море в Семилетней войне (1756–1763) заставило Францию уступить Англии большинство своих колоний в Америке. Однако Франция не отказалась от соперничества и стала помогать американским колониям в их борьбе за независимость от Англии. В Вест-Индии английский адмирал Г.Родни нанес поражение французскому флоту у Наветренных островов в 1782. Британский флот успешно воевал с французским в период Французской революции и наполеоновских войн, хотя на стороне Франции выступали Испания и Голландия. Трафальгарское сражение (1805) положило конец планам Наполеона по вторжению в Англию и обеспечило последней господство на море еще на столетие.

США.

Американская революция выдвинула таких выдающихся флотоводцев, как Дж.Джонс и Дж.Барри. Особенно примечательной была победа Джонса в неравном бою между его флагманским кораблем «Боном Ричард» и британским фрегатом «Серапис» 23 сентября 1779.

Яркую страницу в историю побед американского флота вписал кэптен А.Халл, когда его корабль «Конститьюшн» выиграл бой с британским фрегатом «Герьер» 19 августа 1812. Выдающуюся победу в англо-американской войне 1812–1814 одержал американский флот под командованием О.Перри.