Психология и педагогика

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации. Мысленная ситуация – это неразрывная взаимосвязь субъекта сознания, его Я со всем остальным содержанием сознания (не-Я), с образами, идеями и чувствами, хранимыми в памяти. Прошлый опыт сохраняется в сознании всегда в единстве Я и не-Я. Степень сознания Я колеблется от смутного «чувства Я» до отчетливого образа Я и Я-концепции. Я в любом случае присутствует в сознании. 8 Кб (887 слов)

ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы. Термин используется также в психопатологии в более ограниченном смысле (см. ниже). Это слово было впервые употреблено португальскими исследователями при описании практики почитания аборигенами западной Африки некоторых деревянных изображений. Фетишизм является традиционным для большинства населения таких стран как Замбия, Ботсвана, Кот-Д’Ивуар, Мозамбик и др.

4 Кб (436 слов)

ФЕХНЕР, ГУСТАВ ТЕОДОР

ФЕХНЕР, ГУСТАВ ТЕОДОР (Fechner, Gustav Theodor) (1801–1887), немецкий психолог и философ. Родился 19 апреля 1801 в Грос-Зерхене близ Мускаи. Его отец, унаследовавший от деда должность деревенского пастора, умер, когда мальчику было пять лет. Фехнера вырастил дядя, также проповедник; юноша окончил гимназию в Сорау, затем медико-хирургическую академию в Дрездене. В возрасте 16 лет был зачислен на медицинский факультет Лейпцигского университета. Степень доктора медицины Фехнер получил в 1822. 3 Кб (325 слов)

ФОБИЯ

ФОБИЯ, психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасных ситуаций или объектов. Хотя причины фобий сложны и не до конца поняты, эти расстройства, вероятно, развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.

5 Кб (657 слов)

ФОРКЛЮЗИЯ

ФОРКЛЮЗИЯ (forclusion) – понятие Жака Лакана, возникшее как перевод на французский язык фрейдовского «Verwerfung» (отбрасывание), но затем – в рамках второй топики Ж.Лакана (1963–1976) – ставший самостоятельным психоаналитическим понятием.

3 Кб (389 слов)

ФРАНКЕ, АВГУСТ ГЕРМАН

ФРАНКЕ, АВГУСТ ГЕРМАН (Francke, August Hermann) (1663–1727), немецкий евангелический теолог, один из основателей пиетизма, педагог.

5 Кб (611 слов)

ФРЕЙД, АННА

ФРЕЙД, АННА (Freud, Anna) (1895–1982), британский психоаналитик австрийского происхождения, дочь и преемница Зигмунда Фрейда, основательница детского психоанализа, систематизировавшая и разрабатывавшая психоаналитическую теорию в таких произведениях, как Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926) и Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936); внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в трудах Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanaly 3 Кб (271 слово)

ФРЕЙД, ЗИГМУНД

ФРЕЙД, ЗИГМУНД (Freud, Sigmund) (1856–1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 в.

9 Кб (1028 слов)

ФРОММ, ЭРИХ

ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich) (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете и Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 Фромм уехал в США и преподавал в Колумбийском, Йельском и Мичиганском университетах, а также в Институте психиатрии Уильяма Алансона Уайта. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.

2 Кб (204 слова)