ШАББАТ

ШАББАТ (древнеевр. «покой»), еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23). Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но впоследствии в христианском мире распространился обычай посвящать «субботнему покою» следующий день, воскресенье. В библейские времена термином «шаббат» обозначались: день покоя, установленный Богом (Лев 16:31), полная неделя (Лев 23:15) и седьмой год (Лев 25:4). Происхождение обычая субботнего покоя неясно. 3 Кб (339 слов)

ШАВУОТ

ШАВУОТ (древнеевр. «недели»), еврейский праздник, называемый также Пятидесятницей и приходящийся на пятидесятый день (спустя семь недель) после принесения во время праздника Песах в жертву начатков ячменя нового урожая. В диаспоре ортодоксальные и консервативные иудеи отмечают Шавуот в шестой и седьмой дни еврейского месяца сиван, который приходится на конец весны – начало лета. Реформисты, а также приверженцы всех течений в Израиле празднуют его только один день.

1 Кб (156 слов)

ШАЛОПУТЫ

ШАЛОПУТЫ, шелапуты, религиозная секта, появившаяся на юге России в 1860-х годах. Сами себя они называли «духовными христианами» и «братьями духовной жизни». Секта возникла в Ставропольской, Кубанской и Терской областях. Главным источником вероучения шелопуты признавали совесть и разум, которые, по их мнению, у истинно верующего человека просветляются и руководятся Святым Духом. Отсюда проистекало их рационалистическое истолкование Святого Писания. 1 Кб (128 слов)

ШАМАН

ШАМАН – служитель ранних форм религии, основанных на культе духов и магии. Первобытные религиозные обряды опирались на веру в общение людей, наделенных особыми способностями, с высшими силами. Представления об особенностях служителей культа у разных народов были различными. Это могли быть жрецы или племенные лидеры, целые семьи и кланы, наконец, люди, которые чувствовали в себе особые качества, позволявшие обращаться к сверхъестественным силам. Такими способностями к состоянию экстаза, дающего эзотерическое могущество через непосредственное общение с духами, наделяли шамана. 2 Кб (262 слова)

ШАМАШ

ШАМАШ, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Каждое утро он появляется из-за гор, а вечером скрывается за ними, чтобы ночью спуститься в подземный мир, принося мертвецам свет, пищу и воду (его аккадский эпитет – «солнце мертвых душ»). Шумерское имя бога – Уту, сын бога луны Наины (аккад. Син), брат Иштар; иногда его братом называется Мардук. Символ – крылатый диск. Шамаш – источник света и жизни, но также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. 1 Кб (143 слова)

ШАНКАРА

ШАНКАРА (санскр. ), индийский философ, проповедник и реформатор индуизма, основатель адвайта-веданты, творивший, по современным датировкам, в 7–8 вв. Жизнеописание Шанкары представлено во многих версиях и их изводах, которые составлялись вплоть до 19 в. включительно. 13 Кб (1429 слов)

ШАНТИДЭВА

ШАНТИДЭВА (санскр. ), буддийский философ и мистический поэт, последователь мадхьямики, творчество которого датируется 7–8 вв. Шантидэва был сыном царя Саураштры (совр. Гуджарат) Кальянаварманы, ушедшим в монастырь Наланды. Шантидэва – автор нескольких сочинений, систематизирующих доктрину махаяны. 4 Кб (508 слов)

ШАРИАТ

ШАРИАТ (араб. «аш-шар'а» – «Закон», «ясно установленный путь»), комплекс верований ('а'ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.

15 Кб (1785 слов)

ШАРИРА

ШАРИРА (санскр. – «тело»), понятие индийской философии, обозначающее тело, точнее тела, поскольку признаются несколько телесных образований, различаемых по степени своей материальности и близости к духовному началу индивида. Физическое тело в качестве единственного телесного агрегата допускается только материалистами, буддистами и некоторыми брахманистскими системами.

6 Кб (595 слов)

ШАРРОН, ПЬЕР

ШАРРОН, ПЬЕР (Charron, Pierre) (1541–1603), французский философ и теолог, представитель скептицизма, оказавший значительное влияние на рационалистическую мысль 17 в. Родился в Париже в 1541. Вначале занимался практической юриспруденцией, обратился к изучению теологии, стал священником, широко известным благодаря способности убеждать и красноречию в проповедях. Занимал различные церковные должности; будучи каноником в Бордо, в 1589 стал близким другом и учеником Монтеня. 1 Кб (152 слова)