Скульптура

АГОРАКРИТ

АГОРАКРИТ, греческий скульптор 5 в. до н.э., уроженец острова Парос, по стилю близкий своему учителю Фидию. Два самых знаменитых его произведения – культовая статуя богини Немесиды в ее святилище в Рамнунте в Аттике (ок. 430–420 до н.э.) и статуя Матери богов в Афинах – приписывались иногда Фидию. Из упоминаемых античными авторами произведений лишь статуи Зевса-Аида и Афины в Коронее (Беотия) несомненно принадлежали Агоракриту. 1 Кб (111 слов)

АЛЕЙЖАДИНЬЮ

АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho) (наст. имена и фамилия Антониу Франсишку Лисбоа) (1730/1738–1814), бразильский архитектор и скульптор, ключевая фигура в развитии бразильского барокко.

3 Кб (291 слово)

АЛКАМЕН

АЛКАМЕН, греческий скульптор, работавший во второй половине 5 в. до н.э., ученик, соперник и преемник Фидия. Считалось, что Алкамен не уступает Фидию, и после смерти последнего он стал ведущим скульптором в Афинах. Его Гермес в виде гермы (столба, увенчанного головой Гермеса) известен во многих копиях. Одна из них, найденная в Пергаме и находящаяся сейчас в Стамбуле, имеет надпись с именем скульптора и сообщением, что она стояла у ворот (должно быть – Пропилеев на афинском Акрополе). 3 Кб (325 слов)

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (1404–1472), итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор, художник. Незаконорожденный отпрыск влиятельного флорентийского купеческого рода Альберти. Его отец, изгнанный из Флоренции, обосновался в Генуе; там 14 февраля 1404 у него родился сын Леон Баттиста.

7 Кб (762 слова)

АЛЬГАРДИ, АЛЕССАНДРО

АЛЬГАРДИ, АЛЕССАНДРО (Algardi, Alessandro) (1602–1654), итальянский скульптор. Родился в 1602 в Болонье. Учился у Лодовико Карраччи и Джулио Конвенти. В 1622 работал при мантуанском дворе, а в 1625 – в Риме, по заказам кардинала Лудовизи, для которого он реставрировал античные статуи. В 1630 для украшения церкви Сан Сильвестро аль Квиринале в Риме он создал из стука статуи Марии Магдалины и Иоанна Крестителя, а в 1641 – скульптурную группу Мученичество апостола Павла для церкви Сан Паоло в Болонье. 2 Кб (162 слова)

АНДРЕЕВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

АНДРЕЕВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1873–1932), русский скульптор, художник-график. Родился в Москве 14 (26) октября 1873 в семье плотника-подрядчика. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1885–1891) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у С.М.Волнухина. Испытал большое влияние последнего (а также П.П.Трубецкого). Член «Товарищества передвижников» (с 1904).

3 Кб (324 слова)

АНДСКИЙ ХРИСТОС

АНДСКИЙ ХРИСТОС, монумент, воздвигнутый в память заключенного в 1902 между Аргентиной и Чили мирного договора, который завершил споры о границе между обоими государствами. Массивная статуя Христа возвышается в Андах, недалеко от горной вершины Успаллата-Пас, на линии границы, разделяющей Чили и Аргентину. Идею создания этого памятника выдвинули сеньора Анхела де Оливейра Сесар де Коста и епископ Беневенте. Как президент Ассоциации Христианских матерей Буэнос-Айреса сеньора де Коста приняла на себя заботы о сборе средств. 2 Кб (165 слов)

АНИКУШИН, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

АНИКУШИН, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (1917–1997), художник, мастер скульптуры, один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния.

Родился в Москве 19 сентября (2 октября) 1917 в семье рабочего-паркетчика. Учился в Академии художеств (Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИНЖАС); 1937–1941, 1945–1947), где его наставниками были В.А.Синайский и А.Т.Матвеев. Участник Второй мировой войны (1941–1944). Жил в Ленинграде/Петербурге.

3 Кб (240 слов)

АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ

АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ – римское мраморное повторение древнегреческого бронзового оригинала работы придворного скульптора Александра Македонского Леохара (Leochares, ок. 390–325 до н.э.) (Рим, Ватиканские музеи). Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до. н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. 2 Кб (193 слова)

АР НУВО (МОДЕРН)

АР НУВО (МОДЕРН) (фр. art nouveaux – новое искусство) или модерн (фр. moderne – новейший, современный) стиль в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и скульптуре; возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19–начала 20 в. 7 Кб (584 слова)