Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТРИКАЯ

Содержание статьи
  • Классический буддизм.
  • Школы махаяны.
  • Ваджраяна.

ТРИКАЯ (санскр. – «три тела» Будды), учение о «трех телах Будды».

Классический буддизм.

Также по теме:
АСАНГА
АСАНГА

Термин «дхаммакая» («тело дхармы») появляется уже в текстах Палийского канона. В школе, отпочковавшейся от махасангхики уже в 3 в. до н.э., – локоттараваде, само название которой означает «учение о надмирной природе Будды», – основатель буддизма превращается в божество, его истинная природа мыслится «бесконечной», а исторический Будда трактуется лишь как средство адаптации (анувритти) к условиям проповеди для земных существ. В школе саутрантика, самом позднем ответвлении «ортодоксального» буддизма стхавиравады, по крайней мере ко 2 в.н.э. сформировалось учение о том, что Будда располагает, помимо земного тела, также и двумя неземными.

Школы махаяны.

Одним из ранних источников по трикае является приписываемая Ашвагхоше (1–2 вв.) Махаянашраддхотпадашастра (Наука пробуждения веры махаяны), согласно которой адепт, прошедший все требуемые ступени и освободившийся от сансары, достигает состояния истинного, абсолютного бытия, которое именуется дхарма-кая («тело дхармы») и является совокупностью истинно-сущих дхарм в их состоянии сверхбытия. Кроме этого тела он обладает еще одним – именуемым «самбхога-кая» («тело блаженства» или «тело пользования»), означающее, что каждый будда, даже достигший нирваны, обладает особенным телом, созданным его заслугами, и пользуется всеми его совершенствами, а также имеет возможность «наслаждаться» общением с высшими из бодхисаттв. Наконец, будда отличается от «обычного архата» тем, что помогает и другим достичь «пробужденности» (бодхи), и с этой целью является им в виде обычного земного учителя, располагая тем, что называется нирмана-кая («тело призрачное»). Концепция трех тел Будды встречается в первых текстах цикла Праджняпарамиты, например в Ашатасахасрике (1–2 вв.), а также у основателя школы мадхьямика Нагарджуны (2–3 вв.). Все ранние махаянские концепции трех тел объединяло представление о том, что каждый будда располагает каждым из этих тел.

Также по теме:
БОДХИСАТТВА
БОДХИСАТТВА

Новая трактовка восходит к Ланкаватара-сутре (3–4 вв.) и Ваджраччхедика-сутре (4 в.), где дхарма-кайя становится единым бытийным принципом дхармата, коему причастны в своей общей сущности все будды одновременно. Сам Будда намекает на это своему ученику Субхути уже в Ваджраччхедике, где называет тщетным служение ему в его «образной» форме и прямо говорит об этом в Ланкаватаре, подчеркивая, что он и другие «совершенные будды» идентичны через единство дхарма-каи. Сам термин «три-кая» и философская интерпретация «трех тел» устанавливается в 4 в. в школе виджнянавадинов, уже у ее «отцов» – Асанги и Васубандху. По конечной версии махаянистов, дхарма-каю можно считать всеобщим «первопринципом» и бытийным Абсолютом; самбхога-каю – «собором» многочисленных небесных будд, наделенных совершенствами мудрости (праджня) и сострадания (крипа), доступных лишь духовному зрению бодхисаттв, хранителей буддийского рая (буддакшетра), не способных, однако, собственными усилиями даровать адептам «освобождение»; нирмана-каю – телесно ограниченными и смертными земными буддами, которые являются временно в мир, чтобы проповедовать богам и людям дхарму, но не способны ни облегчить страдания, ни ускорить «освобождение». Асанга и Васубандху координируют «три тела» и три уровня реальности: Будда-Абсолют соответствует «совершенной природе» (паринишпанна-свабхава), небесные будды – «зависимой природе» (паратантра-свабхава), земные – иллюзорной (кальпита-свабхава). В Суварнапрабхаса-сутре (Сутра золотого блеска), составленной в 4–5 вв., утверждается, что реально у Татхагаты лишь «нематериальное» тело дхармы, из идей и ментальных составляющих, а его явления в мире относятся к видимости.

Ваджраяна.

Также по теме:
ВАСУБАНДХУ
ВАСУБАНДХУ

Тантристские последователи культа Адибудды («первоначальный Будда»), расцвет которого в Тибете начинается с 10 в., вводят в Абсолют четырех адибудд (Вайрочана, Ваджрасаттва, Ваджрадхара, Самантабхадра), предоставив четырем другим (Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи) места среди будд небесных, а Канакамуни, Кашьяпе, историческому Будде и Майтрее – среди земных. Еще раньше тантрики ввели четвертое тело – «сукха-кая» («тело наслаждения»), посредством коего «вечный Будда» испытывает любовные восторги в объятиях своей супруги Тары (Бхагавати).

Также по теме:
ЛАНКАВАТАРА-СУТРАМОКШАПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫТРИСВАБХАВАФилософияРелигия

Литература:

Мялль Л.Э. Некоторые проблемы возникновения махаяны. – В кн.: Центральная Азия в кушанскую эпоху, т. 2. М., 1975
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет