Также по теме

ТУРИЗМ

ТУРИЗМ (tourism) – 1). потребление людьми материальных благ и услуг в местах, не являющихся местами их проживания и не связанных с их трудовой деятельностью; 2). отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами); 3). массовый вид спорта, направленный на поддержание здоровья и восстановление работоспособности.

Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов.

Туристами называют людей, которые с целью отдыха временно переезжают за пределы их обычных мест проживания. Таким образом, при определении туризма используют три критерия:

– изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;

кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;

– отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны (См. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ).

Часто понятие «туризм» понимают в более широком смысле слова, включая в него временные выезды за рубеж не только ради отдыха, но и с деловыми целями (на научные конференции, для встреч с коллегами по бизнесу и т.д.). Однако «деловой туризм» имеет многие принципиальные отличия от обычного и должен рассматриваться, скорее, как форма деловых коммуникаций.

Современная организация туристического бизнеса.

Туристический бизнес становится возможным при формировании массового спроса и предложения на рынке туристических услуг.

Спрос на туристические услуги формируется за счет трех факторов.

Во-первых, потребность в организации индустрии досуга растет по мере повышения благосостояния, поскольку полноценный отдых (часто с элементами спорта) становится важной частью жизни обеспеченных людей. Вплоть до середины 20 в. туристические поездки могла себе позволить только немногочисленная элита (аристократы и бизнесмены, высокооплачиваемые наемные работники и государственные служащие). По мере развития «общества всеобщего благосостояния» туризм стал доступен представителям не только высшего, но и многочисленного среднего класса.

Во-вторых, между условиями жизни в разных районах есть существенные различия с точки зрения возможности для отдыха. С одной стороны, важную роль играют различия в погодных условиях: работать можно и при холодном климате, но отдыхать лучше при теплой погоде. С другой стороны, те люди, которые любят активный отдых, стремятся совместить отсутствие физического труда с получением новых знаний и впечатлений в наиболее приятной форме – путем личного осмотра различных достопримечательностей. Поэтому большой популярностью пользуются турпоездки, например, в те районы и страны, где сохранились старинные памятники архитектуры.

В-третьих, туристические поездки (особенно, на дальние расстояния) становятся возможными лишь при удешевлении транспортных расходов и при минимизации затрат на оформление документов, связанных с выездом в другой регион. До эпохи Первой мировой войны оформление документов для переезда из одной страны в другую происходило достаточно быстро и легко, но сама оплата поездки была достаточно дорогой. Можно вспомнить Филеаса Фогга из романа Ж.Верна В 80 дней вокруг Земли, который в ходе кругосветной «турпоездки» потратил целое состояние, но ни разу не сталкивался с административными ограничениями при переезде из одной страны в другую. С начала 20 в., по мере развития транспорта, стоимость проезда стала быстро дешеветь, но зато все страны стали ужесточать визовый режим – затруднять выдачу разрешений на пересечение границ. Поэтому в наши дни кругосветная «турпоездка» по карману едва ли любому представителю среднего класса, но за 80 дней ее совершить нельзя из-за неизбежных бюрократических трудностей с оформлением виз.

Таким образом, после Второй мировой войны сложились предпосылки для формирования уже не элитарного и стихийного, как ранее, а массового и организованного туризма. Желающие полноценно отдохнуть представители среднего класса нуждались в специалистах, которые помогли бы им организовать оформление виз, переезд к местам возможного отдыха и сам отдых. Высокий спрос на туристические услуги породил и их высокое предложение.

По мере развития массового организованного туризма сформировались две категории фирм, участвующих в организации туризма, – туроператорские фирмы и туристические агентства.

Туроператорские фирмы (туроператоры) – это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристических поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся в организации туров с использованием специально оборудованных самолетов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов.

Эти фирмы могут организовывать путешествия в какую-либо одну страну или специализированные туры по нескольким странам.

Туристические агентства (турагенства) – это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагенства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

Новой тенденцией в развитии туристического бизнеса стало формирование туристических корпораций – крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.