Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЮРВЕДА

Содержание статьи
  • Истоки Аюрведы.
  • Начальный период
  • Предклассический период
  • Классический период

АЮРВЕДА (санскр. – «наука о долголетии»), традиционная индийская медицина, истоки которой восходят к ведийской эпохе.

Истоки Аюрведы.

Также по теме:
МЕДИЦИНА
МЕДИЦИНА

В ведийских текстах сохранились свидетельства знаниях в области анатомии, эмбриологии и гигиены: так, в гимнах Атхарваведы подробно описаны кости человеческого скелета. Сама Аюрведа считалась дополнением (упанга) к Атхарваведе – Веде магических заговоров, многочисленные гимны которой были специально посвящены устранению разных болезней: проказы, лихорадок, желтухи, заболеваний сердца, психики, «болезни» как таковой и т.д. Анатомические и медицинские представления засвидетельствованы и в текстах брахманической прозы: в Брахманах и Упанишадах. Как и другим областям знания, медицине приписывалось божественное происхождение. Считалось, что она создана богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам – Праджапати, близнецам Ашвинам (их способность исцелять людей прославляется во многих ведийских гимнах – Ригведа I.157 и др.), Индре, а от них – к мудрецам-риши.

Начальный период

Аюрведы как дисциплины знания приходится на середину I тыс. до н.э. Уже великий грамматист Панини (ок. 4 в. до н.э.) свидетельствует о значительной медицинской и фармакологической номенклатуре, а его последователь Патанджали (2 в. до н.э.), перечисляя традиционные дисциплины, веданги и итихаса-пураны, называет и медицину.

Также по теме:
ИНДИЯ
ИНДИЯ

Значительно более обстоятельные сведения о медицине содержат буддийские источники. Отношение ранней буддийской общины к медицинским познаниям было неоднозначным. Монахам запрещалось заниматься лечебной практикой, вероятнее всего потому, что она была тесно связана с брахманистской магией, которую буддисты порицали и высмеивали. Тем не менее со временем эти запреты стали все чаще нарушаться. Среди лидеров буддийской общины фигурирует педиатр Дживака, о котором было известно, что он изучал свою специальность у знаменитого Атреи, учившего в не менее знаменитом североиндийском «университете» в Таксиле. Речь идет о том самом Атрее, который наряду с Харитой, Кашьяпой, Агнивешей и Бхедой постоянно цитируется в классических аюрведических трактатах как основатель медицинской науки. По-видимому, уже во второй половине I тыс. до н.э. на «медицинском факультете» в Таксиле сложилась восьмичастная модель этой науки (аштанга), составляющими которой считались хирургия (шалья), микрохирургия (шалакья), лечение телесных болезней (кайя-чикитса), демонология (бхутавидья), педиатрия (каумарабхритья), токсикология (агадатантра) и стимулирование потенции (ваджикарана). Ряд ученых полагают, что к Дживаке непосредственно восходит типологически иное, четырехчастное деление предметов медицины: болезнь, ее причины, возможности прекращения болезни и средства, предназначенные для реализации этой цели, которое, бесспорно, воспроизводит четыре «благородные истины» Будды (о страдании-духкхе, его причине, его преодолении и пути, предназначенном для его преодоления). Разумеется, эта гипотеза в применении к Дживаке остается принципиально непроверяемой, но тот факт, что именно буддисты занимали значительное место среди теоретиков медицины, свидетельствует о многом. В первой «корзине» текстов палийской Трипитаки – Виная-питаке – неоднократно упоминаются паровой душ, кровопускание, хирургические инструменты, средства очищения кишечного тракта и многие др.

Предклассический период

реконструируется именно из буддийских источников, многие из которых были открыты в результате археографических экспедиций в Центральную и Среднюю Азию в конце 19 – начале 20 вв. Наиболее ранними среди них считались т.н. Bower-manuscripts (по имени англичанина, нашедшего их в 1890 в буддийской ступе в Кашгаре – Китайский Туркестан). Индологи датируют эти тексты, написанные на неправильном санскрите, смешанном с пракритом, в промежутке между 4 и 6 вв. Первый из них посвящен целебным силам чеснока (способного продлевать жизнь до ста лет), пищеварению, эликсиру долголетия со сроком годности в тысячу лет, способам правильного составления лекарств. Второй фрагмент содержит формулы 14 средств против внутренних и прочих болезней. Третий получил название Навантика (Масло) (извлечения из лучших пособий): в его 16 разделах рассматриваются лечебные отвары, масла, эликсиры, средства стимулирования потенции, детские болезни, приготовление лекарственных соединений и многое другое. Все фрагменты составлены в виде стихов, и тот факт, что их составители предпочитали сложные стихотворные размеры, свидетельствует в пользу названной сравнительно поздней датировки. В Средней Азии была найдена рукопись и другого медицинского стихотворного трактата – Йогашатаки, переведенного впоследствии на тибетский. Возможно, именно к этому тексту относится свидетельство китайского буддийского паломника И Цзина (635–713) о восьмичастном медицинском сочинении.

Классический период

Аюрведы представлен тремя большими сводами (самхиты), представляющими собой компендиумы медицинских знаний и названными по именам трех великих авторитетов – Чараки, Сушруты и Вагбхатты.

Чарака-самхита, по содержащемуся в ней свидетельству, была не «новаторским» произведением, но переработкой научного трактата (тантра) Агнивеши, который считался учеником Пунарвасу Айтреи и соучеником Бхеды (имеются ссылки и на Бхеда-самхиту). Согласно китайской Трипитаке, Чарака был лейбмедиком великого покровителя буддизма кушанского царя Канишки (2 в.), но известно, что в 8–9 вв. текст был отредактирован и дописан (не менее, чем на треть) неким Дардхабалой, сыном Капалибалы.

Чарака-самхита представлена в виде восьмикнижья: 1) Сутра-стхана (Раздел основоположений) – общее введение в медицинскую науку, включая основные средства терапии, диетологию, кодекс поведения врача; 2) Нидана-стхана (Раздел причин) – трактовка восьми основных видов болезней; 3) Вимана-стхана (Раздел измерений) – исследование питания, общая патология, изучение медицинской науки; 4) Шарира-стхана (Раздел тела) – учение о человеке, анатомия, эмбриология; 5) Индрия-стхана (Раздел индрий) – диагностика и прогностика; 6) Чикитса-стхана (Раздел терапии) – специальная терапия; 7) Кальпа-стхана и 8) Сиддханта-стхана – общая терапия. Эти книги делятся далее на главы и «параграфы». В методологически наиболее важной восьмой главе III книги рассматриваются критерии истинных медицинских пособий и наиболее подходящих наставников, а также три способа получения знания: изучение (адхьяяна), наставление (адхьяпана) и участие в дискуссиях (самбхаша). В первом из этих «параграфов» представлены требования к тому, кто решил посвятить себя изучению Аюрведы. Ученик должен быть сам здоров и полностью предан науке. Он должен вставать рано утром или даже в последнюю стражу ночи, совершать омовения, мысленное почитание богов, мудрецов-риши, коров, брахманов, учителей, старцев, «просветленных» и наставников, а затем размышлять в уединенном месте, читать медицинские тексты вслух с сосредоточенным вниманием, проверять собственные ошибки и ошибки «коллег» и непрерывно упражняться в своих занятиях весь день и даже ночью. В «параграфе», посвященном обучению, описываются 25 предполагаемых достоинств ученика, а также обряд завершения обучения, во время которого учитель дает последнюю инструкцию ученику, содержащую целый кодекс поведения. Учитель призывает его соблюдать целомудрие (брахмачарья), говорить правду, придерживаться вегетарианской диеты, а также такого питания и образа жизни, которые способствуют развитию интеллекта, воздерживаться от зависти и не носить при себе оружия. Ученик должен всегда следовать его инструкциям – за исключением тех случаев, когда последние идут вразрез с интересами правителя или представляют опасность для жизни ученика или его нравственности. Ученик должен почитать учителя, не предаваться эгоцентризму, многозаботливости и личным привязанностям, обеспечивать (если он хочет процветания на земле, а после смерти – на небе) благоденствие коровам и брахманам, вести себя скромно, воздерживаться от вина и компании людей предосудительного поведения, непрестанно увеличивать свои знания, не лечить женщину в отсутствие мужа или опекуна, а также человека, неугодного царю или вельможам, быть безупречно внимательным к пациенту, не разглашать его семейных тайн, а ему самому и его ближайшим родственникам – предположений о его скором уходе из жизни, ибо это может оказать на них разрушительное воздействие, и, наконец, всячески скрывать свою мудрость от других.

В IV книге Чарака-самхиты, посвященной анатомии и физиологии, бесспорно влияние санкхьи. В ее первом разделе подробно исследуется духовное начало (пуруша) и различные «пневматологические» концепции, популярные в период составления текста, затем ум-манас, процесс восприятия, происхождение и функции индрий (способности восприятия и действия), материальные элементы (махабхуты), контакт духовного начала-пуруши с тремя гунами, взаимодействие пуруши с другими познавательными факторами, процессы космической эволюции и инволюции, трансмиграция, заболевания психологических составляющих индивида, стадии йогического тренинга и «освобождение» (мокша).

Впечатляющая своим объемом Сушрута-самхита может быть датирована в своей окончательной редакции чуть более поздним временем (возможно, около 9–10 вв.), но, безусловно, представляет собой опыт систематизации весьма древнего предания Аюрведы, возможно, альтернативного тому, на которое опиралась Чарака-самхита. Сушрута-самхита восполняет отсутствие специальных разделов по хирургии (Сушрута считался в медицинской традиции знаменитым хирургом). Первая книга Сушрута-самхиты, Сутра-стхана, также посвящена пролегоменам в медицинскую науку, вторая, Нидана-стхана – патологии, третья, Шарира-стхана – анатомии и эмбриологии (здесь различимо наследие доклассической санкхьи), четвертая, Чикитса-стхана – терапии, пятая, Кальпа-стхана – токсикологии, шестая, Уттара-стхана (Дополнительный раздел) – глазным болезням и тем материям, которые не были освещены в предыдущих книгах. В Сушрута-самхите получили отражение дискуссии школ Аюрведы о соотношении внутренних и внешних причин физиологических отклонений. Составитель текста выделяет среди них 1) факторы наследственности и травмы организма матери во время беременности; 2) внешние природные факторы – климат, травмы, отравления, укусы животных и т.д.; 3) внешние сверхприродные факторы – воздействия богов и демонов.

Под именем буддиста Вагбхатты до нас дошли два памятника: Аштанга-санграха (Выжимки из восьмичастной [науки медицины]) и Аштангахридая-самхита (Компендиум сущности восьмичастной [науки медицины]). Первый из этих текстов написан в типичной для индийской литературы прозаическо-поэтической форме, второй (чуть более поздний) является стихотворным трактатом. В обоих текстах цитируются два предыдущих свода Аюрведы.

Кроме трех сводов, в ту же эпоху, не позднее 8–9 вв., был составлен нормативный учебник Аюрведы – Ругвинишчая (Исследование болезней) Мадхавакары, пособие по патологии и диагностике. Примерно 11 в. датируются комментарии к названным сводам Аюрведы, а также, вероятно, и к пособию Мадхавакары. Традиция Аюрведы развивается в рамках специализированных трактатов и разветвленной комментаторской традиции. Не позднее 12–13 вв. она отчасти начинает сливаться с традицией «ренессансной» магии и алхимии, связанных с культом ртути (расаяна), в чем следует видеть признаки исчерпанности индийской медицинской науки.

Исследователи нередко говорят о влиянии греческой медицины на индийскую. Среди основных натурфилософских постулатов Аюрведы, близких античным и западно-средневековым, можно выделить учение о трех гуморах, базовых составляющих организма – ветре (вайю), желчи (питта) и флегме (шлешман), соответствующих основным макрокосмическим началам, дисгармония между которыми является главной причиной всех расстройств организма и на которые должны быть направлена основная терапевтическая стратегия. В практических материях Аюрведа на сравнительно поздней стадии испытывает влияние персидской и арабской медицины (в рекомендации наркотических и алхимических средств, а также в диагностике). Вместе с тем, на более ранней стадии Аюрведа оказала значительное влияние на персидско-арабскую медицину, прежде всего, вероятно, через коллегию переводчиков индийских текстов на среднеперсидский в период сасанидского культурного расцвета при Аббасидах («Дом мудрости» при халифе аль-Мамуне, 813–833), а также на цейлонскую и в еще большей мере на тибетскую медицину.

См. также АНТАХКАРАНА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ГУНЫ; ДУХКХА; КАРМА; МОКША; ПУРУША; САНСАРА; ТРИПИТАКА.

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993
Шохин В.К. Первые философы Индии. М.,1997

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Короли

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет