Содержание статьи
    Также по теме

    РОСТОУ, УОЛТ УИТМЕН

    РОСТОУ, УОЛТ УИТМЕН (Rostow, Walt Whitman) (1916–2003) – американский обществовед и политический деятель, создатель теории стадий экономического роста.

    Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из России. Его родители, вдохновленные американским образом жизни, давали своим детям имена в честь известных американцев, и будущего ученого назвали в честь великого американского поэта Уолта Уитмена.

    УОЛТ УИТМЕН РОСТОУ

    Уолт Ростоу окончил бакалавриат в Йельском университете в 1936. После двух лет обучения в Оксфорде по стипендии Родса, юноша возвратился в Йельский университет и, проучившись в нем еще два года, защитил в 1940 докторскую диссертацию по экономике. После завершения образования работал преподавателем Колумбийского университета.

    С началом Второй мировой войны жизнь Ростоу круто изменилась. Он поступил на службу в Управление стратегических услуг (будущее ЦРУ), где занимался определением целей для бомбардировок фашистской Германии.

    После окончания войны Уолт Ростоу совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и в Кембридже) с ответственной работой в государственном аппарате (сначала чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощником исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе). С 1950 занимал должность профессора в Массачусетском технологическом институте, преподавая экономическую историю, а также работал сотрудником Центра Международных Исследований. В то же время он продолжал играть роль политического советника – оказывал помощь в подготовке нескольких выступлений сенатору Дж. Кеннеди, а также готовил наброски для выступления президента США Д.Эйзенхауэра о стратегии разоружения.

    Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р.Ароном, У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

    В 1961 Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Дж. Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

    Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне, занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

    С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

    Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

    Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт, Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

    По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:

    1) «традиционное общество» – примитивное и застойное сельскохозяйственное производство с применением ручной техники, иерархической социальной структурой, властью землевладельцев, «доньютоновским» уровнем науки и техники;

    2) «переходное общество» (или «подготовка к взлету») – создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономического роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появляется «новый тип предприимчивых людей», возникает централизованное государство;

    3) «взлет» (take-off) – период промышленного переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5 до 10% национального дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро в промышленности), радикальному изменению методов производства. Именно эта недолгая, но исключительно динамичная фаза является ключевой в переходе от доиндустриального к индустриальному обществу;

    4) «зрелость» – бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национального дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицированного труда;

    5) эра «высокого массового потребления» – основными проблемами общества становятся проблемы потребления (а не производства, как раньше), поэтому главными отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и «государство всеобщего благосостояния».

    На этой последней стадии идея коммунизма как модификация раннеиндустриального общества начинает казаться архаичным пережитком, который ликвидируется сам собой, поскольку демократические государства, ставя во главу угла заботу о своих гражданах, добиваются гораздо более высокого уровня жизни.

    В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.