Содержание статьи
    Также по теме

    АФГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    АФГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, созданные в 15–20 вв. на языках пушту и фарси на территории современного Афганистана, являются частью общественно-культурного развития и традиций пуштунских племен, населяющих эти места.

    Развитие литературного процесса в Афганистане обусловлено спецификой исторических и общественных условий страны. Прежде всего, это родо-племенной уклад жизни значительной части населения, сохранившийся вплоть до наших дней. Тейповое или родо-племенное общественное устройство предполагает при определенном равенстве членов племени выделение глав племен, выполняющих функции контроля и руководства. Функции развития и поддержания культуры находятся в ведении племенной знати, что, впрочем, не исключает развития фольклора и народных, по большей части, устных форм литературного творчества.

    Периоды объединения пуштунских племен и периоды раздробленности в истории Афганистана перемежались. Кроме пуштунских племен, на афганской территории проживают значительные по численности национальные группы таджиков, узбеков и пр., что также добавляет красок в пеструю картину культурной жизни страны и создает определенные трудности при формировании единой афганской народности – процессе, не закончившимся по сей день.

    Территория Афганистана неоднократно была местом нашествия внешних захватчиков – Великих Моголов (16–19 вв.), английских колонизаторов (19–20), и в конце 20 – начале 21 ареной «горячих точек» и военных конфликтов с участием СССР и США. В военное время сплоченность перед внешней угрозой становилась фактором развития общности афганских племен. Однако в относительно мирные периоды обычно неизбежно проявлялись племенная раздробленность и конкуренция племенных вождей, что приводило к ослаблению страны и возникновению угрозы внешнего вторжения.

    Начало формирования сообщества афганских (пуштунских) племен относится к 15 в. В это время появляются и упоминания о первых афганских письменных литературных произведениях, чему способствовало усиление роли афганских династий Лоди, Сур, восстание племен хаттаков против Великого Могола Ауренгзеба, эпоха индийских походов Ахмад-шаха и другие исторические события. Первая книга на пушту – история завоевания юсуфзаями области Сват – была написана шейхом Мали (15 в.).

    Еще одна особенность литературного процесса в Афганистане – существование двуязычия как основы литературных произведений. На «народном» языке пушту, распространенном среди племен, живущих в горах и на возвышенностях, в основном рождались произведения устной традиции. Пушту – язык персидской группы, письменность на основе арабской графики появилась в 15 в. Подавляющая часть говорящих на пушту неграмотны, поскольку принадлежат к беднейшим слоям населения. Произведения устного творчества на пушту близки естественным формам народного мышления и пользуются большой популярностью.

    Устная афганская традиция развивалась странствующими поэтами, выходцами из среды крестьян и ремесленников. Часто неграмотные, они проходили обучение у более опытных певцов и исполняли свои произведения под аккомпанемент струнных инструментов. Репертуар бродячих поэтов – лирические любовные песни в формах газелей и мисра, заимствованных из Индии и Персии, романтические легенды, обрядовые песни, фольклор – причитания, пословицы, загадки. К ним примыкают исторические песни, отражающие наиболее важные события Афганистана.

    Другой язык, на котором активно шли культурные процессы в Афганистане, – дари, афганский диалект фарси. Дари – язык афганской знати и просвещенных кругов. На нем было написано большинство произведений афганской феодально-аристократической литературы, ориентированной на персидский классический канон.

    В Афганистане в соответствие с арабской традицией хорошим тоном у знати считались занятия литературой. Они повышали общественный престиж литераторства, но не способствовали появлению профессиональных писателей, ориентированных на литературное новаторство. Афганские писатели и поэты часто были религиозными или общественными деятелями, а их литературное творчество в значительной степени подчинялось задачам политической или религиозной борьбы.

    Начало афганской литературы связывают с именем Баязида Ансари (Пир Рошана) (1525–1585), мистика, писавшего на пушту, дари и арабском. Он основал религиозную секту рошани – ветвь суфизма, боровшегося с официальным ортодоксальным сунизмом. В дальнейшем рошанисты сыграли важную роль в консолидации афганской народности и в течение двух веков руководили вооруженной борьбой афганских и пуштунских племен против империи Великих Моголов. Долгое время считалось, что литературные произведения Баязида Ансари не сохранились, т.к. уже при его жизни противники попытались уничтожить все экземпляры его произведений. Однако благодаря усилиям ученых на сегодняшний день известны четыре его рукописи. Наибольший интерес представляет Хай руль Байян – Преблагая весть, обнаруженная в библиотеке Тюбингенского университета, написанная на пушту со вставками рифмованной прозы на арабском, урду и дари. Новаторская даже по меркам современного литературоведения форма произведения была продиктована практическими соображениями – крестьяне, которым были адресованы сочинения рошанистов, говорили на разных языках и лучше воспринимали на слух рифмованные тексты, т.к. в большинстве своем были неграмотны. В своем произведении Баязид отстаивал «коммунистические» принципы – объединение имущества и наделение всех землей, борьба за счастье людей на земле, а не в ином мире, и т.д. Другое его критическое произведение Хорпан – Путь к единобожию также было включено в полемику с ортодоксальными мусульманскими кругами.

    Первый афганский писатель Ахун Дарвеза (1533–1638) был политическим противником Баязида Ансари. Являясь представителем высшего ортодоксального мусульманского духовенства, он в союзе с монгольскими правителями возглавлял борьбу против секты рошани. Ахун Дарвеза занимался воспитанием светских писателей-феодалов и был автором более 50 произведений. Наиболее известна Афганская сокровищница – написанный на пушту катехизис, излагающий основы правоверного мусульманства сунитского толка.

    Первые афганские поэты находились под влиянием суфизма и персидских литературных форм. Мирза-хан Ансари, или Фатех-хан (1580–1631) – внук Пир Рошана – как и его дед, был активным членом движения рошани и погиб в сражении с войсками Великих Моголов. В своих стихах (Диван насчитывал около 200 газелей) выступал как пропагандист идей рошани, полемизировал с идеологами ислама о сущности божества и проводил идеи пантеизма, отождествляющего Всевышнего с природой, и в том числе с человеком. Поэт проповедовал равенство всех людей перед Богом и между собой.

    Диван Абдуррахмана Моманда (1632–1707), выходца из племени момандов (район Пешавара), наиболее популярного афганского поэта по сей день, неоднократно издавался в Индии и Афганистане. В его жизнеутверждающих и душевных стихах звучит призыв стойко переносить невзгоды судьбы и несмотря ни на что стараться творить добро. Многие его стихи положены на музыку, отдельные строчки стали пословицами и поговорками.

    Другой поэт из племени момандов Абдулхамид Моманд (1660–1732) был популярен среди просвещенных кругов. Он не принадлежал к племенной знати, но и не разделял вольнодумство рошанийцев: увлекался классической персидской литературой, занимался переводами. Полагал, что красота правит Вселенной, а мироздание суть меняющаяся игра красок с их многочисленными оттенками и переливами. Лирическая поэзия Абдулхамида Моманда пронизана пессимистическими настроениями.

    Среди литераторов знатного происхождения преобладали поэты светского направления. Хушхаль-хан Хаттак (1613–1689) – хаттакский хан – откликался стихами на важные события своего времени, принимал участие в битвах против Великих Моголов. В его стихах звучит патриотический призыв к объединению афганцев, понимаемый с позиции феодала. Он был известен как мастер газели на пушту, а также философских миниатюр, пейзажной и любовной лирики. Хушхаль-хан – автор более 300 произведений, в том числе прозаических. В трактате Книга о чалме, пересыпанной многочисленными афоризмами, он отстаивает важность исполнения традиционных мусульманских обрядов, затрагивает вопросы этики, связи художественного творчества с жизнью.