Содержание статьи
    Также по теме

    ПАУНД, ЭЗРА

    ПАУНД, ЭЗРА (Pound, Ezra) (1885–1972), американский поэт, переводчик, критик, редактор, при всей спорности своих взглядов и поступков – одна из ключевых фигур в английской и американской литературе 20 в. Говоря о нем, Т.С.Элиот прибег к заимствованной у Данте формуле «il miglior fabbro» («художник более совершенный, нежели я»), а К.Сэндберг еще в 1916 писал о Паунде: «Из ныне живущих он сделал больше всех, чтобы пробудить новые устремления в поэзии».

    Эзра Лумис Паунд родился 30 октября 1885 в Хейли (шт. Айдахо). Образование получил в Пенсильванском университете и Гамильтон-колледже. Несколько месяцев преподавал в Индиане, затем уехал в Европу, где провел большую часть своей жизни, при этом неизменно объявляя себя американцем. Первая книга стихов, вышедшая в 1908 в Венеции, показывает, сколь многим в юности он был обязан Д.Г.Россетти и прерафаэлитам, о чем не менее красноречиво свидетельствует также первый опыт Паунда-критика – книга Дух романской литературы (The Spirit of Romance, 1910), вдохновленная его страстным интересом к начальной поре европейской культуры.

    В 1908 Паунд обосновался в Лондоне и начал беспрецедентную деятельность во благо литературы. Щеголяя экзотическим вкусом, он публиковал переводы из старой итальянской и провансальской поэзии и подражания ей, печатал переложение англосаксонской эпической поэмы Морской скиталец, а также цикл блестящих китайских стихотворений, написанных по подстрочникам из архива американского востоковеда Э.Феннолозы. Представляя в Лондоне журнал «Поэтри» (Чикаго), а затем «Литл ривью» (Нью-Йорк), он публиковал на их страницах Любовную песнь Дж.Альфреда Пруфрока Т.С.Элиота, Портрет художника в юности и Улисса Дж.Джойса, Тарра У.Льюиса. Услуги, оказанные им другим писателям, состояли не в том лишь, что он издавал их и всячески поддерживал, но и в его редком критическом даровании. В 1921 Паунд отредактировал Бесплодную землю Элиота, сократив рукопись вдвое и придав поэме тот вид, в каком она печатается по сей день.

    Последние лондонские годы Паунда ознаменованы появлением двух его самых важных поэм – Дань уважения Сексту Проперцию (Homage to Sextus Propertius, 1917) и Хью Селвин Моберли (Hugh Selwyn Mauberley, 1920). В 1920 Паунд переехал в Париж, где сыграл видную роль в судьбе Джойса и молодого Э.Хемингуэя; с 1925 на протяжении 20 лет он жил в Рапалло (Италия).

    Труд жизни Паунда, оставшийся неоконченным, Cantos, был начат около 1917, выходил выпусками с 1925 по 1970. Эта пространная «поэма с дозой истории» охватывает периоды от древнейших времен в истории Греции и Китая до современности и представляет собой попытку дать суммарное изложение истинных ценностей человеческого опыта, используя для этой цели перевод, парафраз, противопоставленные друг другу мотивы и отточенные зарисовки. Темы, возникающие с самого начала, связаны с Древней Грецией и Римом, с Провансом, идеей героя-изгнанника, с мифом и метаморфозами; в дальнейшем вводятся мотивы, имеющие отношение к истории эпохи Возрождения и к китайской истории, к реформам Леопольда II в Тоскане 18 в. и к биографии Дж.Адамса.

    В Cantos находят отражение исключительно высокое искусство Паунда как мастера стиха и его неподражаемое чувство поэтического ритма. Это произведение содержит и эскиз его интеллектуальной автобиографии. Так, песни, в которых звучат отголоски идей Конфуция, говорят об усиливающемся интересе Паунда к этому мыслителю.

    Паунд уделял все большее внимание вопросам распределения денег – определяющим в системе управления обществом. Примерно с 1939 в нем крепнет убеждение, что самый верный путь к пониманию современной истории – это умение обнаружить в ней скрытое противоборство «между ростовщиками и теми, кто желает трудиться на совесть». Столкновение Англии и Франции с режимом Муссолини он рассматривал как проявление этого же конфликта, а после того как Америка объявила Италии войну, выступил с циклом радиообращений к американским войскам, повлекшим за собой обвинение Паунда в государственной измене и последующее заключение сначала в исправительно-учебный лагерь под Пизой (1945), а затем в больницу Св. Елизаветы в Вашингтоне (1946–1958). Пизанский цикл Cantos, созданный в Италии, получил в 1949 Боллингенскую премию (Паунд – ее первый лауреат). Паунд продолжал работать над Cantos и в больнице Св. Елизаветы, а также перевел трагедию Софокла Трахинянки (1954) и конфуцианские Оды (1954). По освобождении из больницы в 1958 Паунд вернулся в Италию, обосновавшись в Венеции. Последние его годы прошли в добровольном молчании. Умер Паунд в Венеции 1 ноября 1972.

    Основные поэтические книги Паунда – собрание коротких стихотворений Маски (Personae, 1949), Cantos 1-84 (1948) и продолжающие их циклы Перфоратор (Rock Drill, 1955) и Троны (Thrones, 1959). Переводы собраны в книге Переводы Эзры Паунда (The Translations of Ezra Pound, 1953). Прозаическое наследие составили книги Литературные эссе (Literary Essays, 1954), Путеводитель по культуре (Guide to Kulchur, 1938), Письма Эзры Паунда (The Letters of Ezra Pound, 1950) и Столкновение (Impact, 1960) – эссе о денежной системе и на исторические темы.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

     ARCHIVE PHOTOS, Dvid Lees     ЭЗРА ПАУНД       Library of Congress     ЭЗРА ПАУНД

    Литература

    Паунд Э. Стихотворения. – В кн.: Поэзия США. М., 1982
    Паунд Э. Путеводитель по культуре. М., 1997