Также по теме

АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА

АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА – музыкальная культура народов Африки, живущих южнее Сахары.

В плане музыкальной культуры этот континент, на котором расположены более 50-ти государств, представляет собой пеструю мозаичную панораму. В ней тысячелетние традиции африканских народов соединились с музыкальными культурами Европы, Азии, Индии и Америки. Ее отличает общность музыкального языка и музыкального инструментария, закономерности ритмики и ладовой системы, а также стойкость традиционных элементов. В региональном плане к понятию «африканская музыка» относится также музыкальная культура стран Северной Африки (см. также ИСЛАМСКАЯ МУЗЫКА). В рамках небольшой по объему энциклопедической статьи сложно охватить все страны континента. Специфика музыкальной культуры отдельных африканских государств дана в разделе «Музыка» в статьях рубрики «Страны мира».

Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили свою значимость и основную структуру до наших дней. Во многих африканских культурах существует представление, что музыка обладает особой витальной (жизненной) силой, а мир держится именно на музыке, пении и танце. Игра на музыкальных инструментах существует как отдельный жанр и в качестве аккомпанемента.

История формирования и взаимодействие с культурами Европы, Азии и Америки. Многие из африканских народов имеют древние традиции, которые закладывались и развивались в период существования раннегосударственных образований (Буганда, Канем-Борну, Конго, государства народов хауса в Судане и др.). Музыка Мали сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Формирование музыкального искусства в Нигерии связано с государствами народов хауса, йоруба, бини (Ифе, Бенин и др.). При дворах их правителей, а также в средневековых государствах Лунда и Ндонго (Ангола) существовали придворные церемониальные оркестры. Музыкальные придворные ансамбли были также в средневековых государствах Уньоро, Нкоре и Торо (Уганда). На музыкальные традиции Зимбабве и Мозамбика большое влияние оказало искусство маромбе – придворных музыкантов периода государства Мономотапа (12 – кон. 17 вв.). Национальная музыка многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировалась и тесно связана с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке).

Арабская музыкальная культура оказала влияние не только на музыку государств Северной Африки (начиная с 7 в н.э.), но и на культуру современных Гвинеи, Ганы, Гамбии (прежде всего у народа волоф), Кении, Кот-д'Ивуара, Мадагаскара (гл. обр. влияние египетской музыки), Малави, Нигерии, Сенегала, Того и др. В основном в соответствии с мусульманскими традициями сформировалась и развивается музыка на Коморских Островах. Арабское влияние сказалось на музыке суфийских братств, прежде всего в странах Западной (Сенегал, Нигер) и Восточной (Судан) Африки.

В процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканской музыкальных культур сформировалась музыка Судана. Под влиянием культурных традиций Азии сформировалась музыка Реюньона (прежде всего индийских), Мадагаскара (народов Индонезии), Эритреи.

В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и распространения христианства сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы, получили распространение церковные песнопения. Усиление роли христианства способствовало отмиранию культовой музыки, которая была одним из основных видов африканской музыкальной культуры. Европейская церковная музыка оказала значительное влияние на вокал и музыкальный инструментарий местных народов. Тем не менее, во многих странах долгое время не приживались игра на органе и колокольный звон (например, в Уганде). С течением времени европейская церковная музыка на африканской почве видоизменилась: в процесс богослужения часто включаются танцы, игра на барабанах и другие элементы. Музыкальные традиции Франции вобрали в себя музыка Мадагаскара, Сенегала и др. стран, Португалии – музыка Анголы, латиноамериканские традиции присутствуют в музыке Кабо-Верде.

В свою очередь, африканские музыкальные традиции, привезенные рабами из Африки в Новый Свет, значительным образом повлияли на музыку США и особенно стран Латинской Америки (Бразилии, Гаити, Кубы). Трансформация африканской традиции в американской среде привела к появлению в США в кон. 19 в. новых музыкальных жанров, в т.ч. блюза и спиричуэлса. На культуру Бразилии и некоторых стран Карибского бассейна повлияла музыка рабов-йоруба из Нигерии.

В некоторых странах выходцы из Азии, Индии и Латинской Америки продолжают хранить свои музыкальные традиции. Прежде всего, это касается выходцев из Латинской Америки и Индии. В культуре креолов на Реюньоне (владение, «заморский департамент» Франции в Индийском океане), на Маврикии и Сейшельских Островах сохранилась возникшая в период рабства сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива на креольском наречии. Индийский праздник «малабар» (в пер. – «путь к огню»), распространенный на Реюньоне, представляет собой шествие празднично одетых мужчин и женщин в сопровождении барабанщиков к огромному пылающему костру, завершающееся коллективным танцем вокруг него. Служитель культа совершает жертвоприношение (попугаев или козлят), и участники церемонии под речитатив бросают в огонь ветки цветущего миндаля. На Маврикии выходцы из Индии сохранили жанровое разнообразие музыки и танцев своих предков, искусство игры на национальных музыкальных инструментах – ситаре, табле и вине. В этом островном африканском государстве сегодня работают профессиональные школы индийской музыки и танца.

Африканская музыка и современность.

В период борьбы за независимость во многих странах континента (Анголе, Замбии, Мозамбике, ЮАР и др.) появились и получили широкое распространение т.н. «героические песни», в которых прославлялась родина и звучали призывы к борьбе за ее свободу. Освобождение африканских государств от колониальной зависимости в 1960-е способствовало активному развитию их культуры, в т.ч. музыкальной. Началось развитие профессионального искусства. В 1940–1950-е начала складываться композиторская школа в ЮАР (композиторы А. ван Вик, Б.Герстман, Дж. П.Моханелоа, П.Рейнир, Г.Фаган). С 1960-х собственные композиторские школы созданы и в других африканских странах – Анголе (Ж.М.Машаду, Ф.Мукенга, Ф. да Сиш), Гане (Э.Аму, Ф.Гбехо, А.Кропер, М.Оппонг), Нигерии (С.Акпабот, А.Банколе, Ф.Сованде, А.Юба), Кении, Уганде, Судане (И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль), Танзании (Э.Макала, Д.Мбилиньи, Л.Филлипо) и др.

Важным направлением стало создание национальных ансамблей, творческих музыкальных коллективов и организация всевозможных фестивалей и конкурсов. Например, в Кот-д'Ивуаре в 1970–1980-х созданы Национальная балетная труппа фольклорного танца и музыкальная группа «Гюла». В Кабо Верде из множества музыкальных коллективов особой популярностью пользуются «Булимунду» и «Тубароиш». В 1990–2000-х стал популярным танцевальный ансамбль «Мойо эту». Музыкальные коллективы из многих африканских стран приезжали с гастролями в Советский Союз и Российскую Федерацию. В 1960–1980-е в Москве, Ленинграде, Киеве и др. городах выступали национальный ансамбль танца «Малимба», оркестр радио г.Лусака, квартет братьев Макома, квартет «Крестоносцы» из Замбии, Национальный балет и Национальный ансамбль песни и танца Бенина, Национальный ансамбль балета Сенегала, национальные ансамбли Гамбии (1977), Мали, Мозамбика, Нигера (1981) и др. стран. В 1985 во время XII фестиваля молодежи и студентов в Москве выступал намибийский музыкально-танцевальный ансамбль «Ндилимани». В 1990-е и начале 2000 в Москве успешно проходили гастроли музыкальных коллективов из Анголы и ЮАР. В 2000 и 2003 с большим успехом прошли гастроли завоевавшей мировую известность певицы из Кабо Верде Сезарии Эворы.