Также по теме

АЮРВЕДА

АЮРВЕДА (санскр. – «наука о долголетии»), традиционная индийская медицина, истоки которой восходят к ведийской эпохе.

Истоки Аюрведы.

В ведийских текстах сохранились свидетельства знаниях в области анатомии, эмбриологии и гигиены: так, в гимнах Атхарваведы подробно описаны кости человеческого скелета. Сама Аюрведа считалась дополнением (упанга) к Атхарваведе – Веде магических заговоров, многочисленные гимны которой были специально посвящены устранению разных болезней: проказы, лихорадок, желтухи, заболеваний сердца, психики, «болезни» как таковой и т.д. Анатомические и медицинские представления засвидетельствованы и в текстах брахманической прозы: в Брахманах и Упанишадах. Как и другим областям знания, медицине приписывалось божественное происхождение. Считалось, что она создана богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам – Праджапати, близнецам Ашвинам (их способность исцелять людей прославляется во многих ведийских гимнах – Ригведа I.157 и др.), Индре, а от них – к мудрецам-риши.

Начальный период

Аюрведы как дисциплины знания приходится на середину I тыс. до н.э. Уже великий грамматист Панини (ок. 4 в. до н.э.) свидетельствует о значительной медицинской и фармакологической номенклатуре, а его последователь Патанджали (2 в. до н.э.), перечисляя традиционные дисциплины, веданги и итихаса-пураны, называет и медицину.

Значительно более обстоятельные сведения о медицине содержат буддийские источники. Отношение ранней буддийской общины к медицинским познаниям было неоднозначным. Монахам запрещалось заниматься лечебной практикой, вероятнее всего потому, что она была тесно связана с брахманистской магией, которую буддисты порицали и высмеивали. Тем не менее со временем эти запреты стали все чаще нарушаться. Среди лидеров буддийской общины фигурирует педиатр Дживака, о котором было известно, что он изучал свою специальность у знаменитого Атреи, учившего в не менее знаменитом североиндийском «университете» в Таксиле. Речь идет о том самом Атрее, который наряду с Харитой, Кашьяпой, Агнивешей и Бхедой постоянно цитируется в классических аюрведических трактатах как основатель медицинской науки. По-видимому, уже во второй половине I тыс. до н.э. на «медицинском факультете» в Таксиле сложилась восьмичастная модель этой науки (аштанга), составляющими которой считались хирургия (шалья), микрохирургия (шалакья), лечение телесных болезней (кайя-чикитса), демонология (бхутавидья), педиатрия (каумарабхритья), токсикология (агадатантра) и стимулирование потенции (ваджикарана). Ряд ученых полагают, что к Дживаке непосредственно восходит типологически иное, четырехчастное деление предметов медицины: болезнь, ее причины, возможности прекращения болезни и средства, предназначенные для реализации этой цели, которое, бесспорно, воспроизводит четыре «благородные истины» Будды (о страдании-духкхе, его причине, его преодолении и пути, предназначенном для его преодоления). Разумеется, эта гипотеза в применении к Дживаке остается принципиально непроверяемой, но тот факт, что именно буддисты занимали значительное место среди теоретиков медицины, свидетельствует о многом. В первой «корзине» текстов палийской ТрипитакиВиная-питаке – неоднократно упоминаются паровой душ, кровопускание, хирургические инструменты, средства очищения кишечного тракта и многие др.

Предклассический период

реконструируется именно из буддийских источников, многие из которых были открыты в результате археографических экспедиций в Центральную и Среднюю Азию в конце 19 – начале 20 вв. Наиболее ранними среди них считались т.н. Bower-manuscripts (по имени англичанина, нашедшего их в 1890 в буддийской ступе в Кашгаре – Китайский Туркестан). Индологи датируют эти тексты, написанные на неправильном санскрите, смешанном с пракритом, в промежутке между 4 и 6 вв. Первый из них посвящен целебным силам чеснока (способного продлевать жизнь до ста лет), пищеварению, эликсиру долголетия со сроком годности в тысячу лет, способам правильного составления лекарств. Второй фрагмент содержит формулы 14 средств против внутренних и прочих болезней. Третий получил название Навантика (Масло) (извлечения из лучших пособий): в его 16 разделах рассматриваются лечебные отвары, масла, эликсиры, средства стимулирования потенции, детские болезни, приготовление лекарственных соединений и многое другое. Все фрагменты составлены в виде стихов, и тот факт, что их составители предпочитали сложные стихотворные размеры, свидетельствует в пользу названной сравнительно поздней датировки. В Средней Азии была найдена рукопись и другого медицинского стихотворного трактата – Йогашатаки, переведенного впоследствии на тибетский. Возможно, именно к этому тексту относится свидетельство китайского буддийского паломника И Цзина (635–713) о восьмичастном медицинском сочинении.

Классический период

Аюрведы представлен тремя большими сводами (самхиты), представляющими собой компендиумы медицинских знаний и названными по именам трех великих авторитетов – Чараки, Сушруты и Вагбхатты.

Чарака-самхита, по содержащемуся в ней свидетельству, была не «новаторским» произведением, но переработкой научного трактата (тантра) Агнивеши, который считался учеником Пунарвасу Айтреи и соучеником Бхеды (имеются ссылки и на Бхеда-самхиту). Согласно китайской Трипитаке, Чарака был лейбмедиком великого покровителя буддизма кушанского царя Канишки (2 в.), но известно, что в 8–9 вв. текст был отредактирован и дописан (не менее, чем на треть) неким Дардхабалой, сыном Капалибалы.

Чарака-самхита представлена в виде восьмикнижья: 1) Сутра-стхана (Раздел основоположений) – общее введение в медицинскую науку, включая основные средства терапии, диетологию, кодекс поведения врача; 2) Нидана-стхана (Раздел причин) – трактовка восьми основных видов болезней; 3) Вимана-стхана (Раздел измерений) – исследование питания, общая патология, изучение медицинской науки; 4) Шарира-стхана (Раздел тела) – учение о человеке, анатомия, эмбриология; 5) Индрия-стхана (Раздел индрий) – диагностика и прогностика; 6) Чикитса-стхана (Раздел терапии) – специальная терапия; 7) Кальпа-стхана и 8) Сиддханта-стхана – общая терапия. Эти книги делятся далее на главы и «параграфы». В методологически наиболее важной восьмой главе III книги рассматриваются критерии истинных медицинских пособий и наиболее подходящих наставников, а также три способа получения знания: изучение (адхьяяна), наставление (адхьяпана) и участие в дискуссиях (самбхаша). В первом из этих «параграфов» представлены требования к тому, кто решил посвятить себя изучению Аюрведы. Ученик должен быть сам здоров и полностью предан науке. Он должен вставать рано утром или даже в последнюю стражу ночи, совершать омовения, мысленное почитание богов, мудрецов-риши, коров, брахманов, учителей, старцев, «просветленных» и наставников, а затем размышлять в уединенном месте, читать медицинские тексты вслух с сосредоточенным вниманием, проверять собственные ошибки и ошибки «коллег» и непрерывно упражняться в своих занятиях весь день и даже ночью. В «параграфе», посвященном обучению, описываются 25 предполагаемых достоинств ученика, а также обряд завершения обучения, во время которого учитель дает последнюю инструкцию ученику, содержащую целый кодекс поведения. Учитель призывает его соблюдать целомудрие (брахмачарья), говорить правду, придерживаться вегетарианской диеты, а также такого питания и образа жизни, которые способствуют развитию интеллекта, воздерживаться от зависти и не носить при себе оружия. Ученик должен всегда следовать его инструкциям – за исключением тех случаев, когда последние идут вразрез с интересами правителя или представляют опасность для жизни ученика или его нравственности. Ученик должен почитать учителя, не предаваться эгоцентризму, многозаботливости и личным привязанностям, обеспечивать (если он хочет процветания на земле, а после смерти – на небе) благоденствие коровам и брахманам, вести себя скромно, воздерживаться от вина и компании людей предосудительного поведения, непрестанно увеличивать свои знания, не лечить женщину в отсутствие мужа или опекуна, а также человека, неугодного царю или вельможам, быть безупречно внимательным к пациенту, не разглашать его семейных тайн, а ему самому и его ближайшим родственникам – предположений о его скором уходе из жизни, ибо это может оказать на них разрушительное воздействие, и, наконец, всячески скрывать свою мудрость от других.

В IV книге Чарака-самхиты, посвященной анатомии и физиологии, бесспорно влияние санкхьи. В ее первом разделе подробно исследуется духовное начало (пуруша) и различные «пневматологические» концепции, популярные в период составления текста, затем ум-манас, процесс восприятия, происхождение и функции индрий (способности восприятия и действия), материальные элементы (махабхуты), контакт духовного начала-пуруши с тремя гунами, взаимодействие пуруши с другими познавательными факторами, процессы космической эволюции и инволюции, трансмиграция, заболевания психологических составляющих индивида, стадии йогического тренинга и «освобождение» (мокша).