Содержание статьи
    Также по теме

    ДУГЛАС, МАЙКЛ

    ДУГЛАС, МАЙКЛ (Douglas, Michael) (Полное имя Майкл Керк Дуглас) (р. 1944), североамериканский актер, продюсер.

    Родился 25 сентября 1944 в Нью-Брунсвике, Нью-Джерси, США, в семье знаменитого актера Керка Дугласа. Отец не хотел, чтобы Майкл, равно как и его остальные три сына, начал актерскую карьеру. Однако Майкл его не послушал. Первая успешная роль – детектив в популярном телесериале Улицы Сан-Франциско (1972). В 1974 бросает сериал, чтобы заняться продюсированием фильма по бестселлеру Кена Кизи Пролетая над гнездом кукушки. Деньги он частично вкладывает свои, частично занимает у отца, частично их добавляет сопродюсер Сол Заенц. В качестве режиссера приглашает Милоша Формана, на главную роль – Джека Николсона. Один из признанных шедевров мирового кино, фильм получил пять «Оскаров», в том числе за лучшую кинокартину года. Кроме того, фильм принес молодому продюсеру баснословные прибыли. Из немногочисленных актерских работ последующих нескольких лет выделяется роль телеоператора в напряженной драме Китайский синдром (1979), в которой Дуглас играл вместе с Джеком Леммоном и Джейн Фондой.

    Зрительский успех приходит к нему как к актеру в сорок лет, в приключенческой комедии Роман с камнем (1984). Поставленный Робертом Земекисом и спродюсированный Дугласом, фильм стал одним из краеугольных камней развлекательного кинематографа 1980-х. Образ циничного и обаятельного искателя приключений, созданный Дугласом – очевидный комедийный вариант Индианы Джонса. Но актер играет его настолько по-своему, настолько легко и раскованно, что становится ясно – в Голливуде появилась новая звезда. В следующем году он продюсирует продолжение Жемчужина Нила оказавшееся намного хуже первой части.

    Очень удачным для Дугласа становится 1987. Сенсация кинопроката – эротический триллер Роковое влечение режиссера Эдриана Лайна. Дуглас играет служащего, интрижка которого с коллегой по работе (Гленн Клоуз) перерастает в схватку с маньяком. Фильм, несмотря на его примитивизм и раздражающий визуальный ряд, пришелся точно к месту и времени, став вместе с Дикой штучкой Джонатана Демме (1986) родоначальником т.н. поджанра «яппи в опасности» – о том, как карьера и даже жизнь представителей среднего интеллектуального класса США оказывается под серьезной угрозой. Возможно также, что – это метафора СПИДа, в то время только становившегося смертоносной и непонятной опасностью. В том же году вышла драма Оливера Стоуна Уолл Стрит, жесткий рассказ о нелицеприятных нравах большого бизнеса. Несмотря на то, что его партнер по фильму Чарли Шин занимает в фильме гораздо больше экранного времени, Дугласу досталась более эффектная роль магната Гордона Гекко. Гордон – символ Зла, беспринципный, яркий и незабываемый. «Алчность – это хорошо» (Greed is Good) – эта фраза, произнесенная Дугласом в Уолл Стрит, стала расхожей. Ради достижения своих целей Гекко способен на все и не скрывает этого. Этот образ – убедительная и, что вполне объяснимо, притягательная метафора мира наживы. Наградой Дугласу стал «Оскар» за лучшую мужскую роль. Благодаря Роковому влечению и Уолл Стрит он стал одним из самых популярных голливудских актеров конца 1980-х.

    МАЙКЛ ДУГЛАС В ФИЛЬМЕ УОЛЛ-СТРИТ  Photofest

    В 1989 объединяется со своей партнершей по Роману с камнем и Жемчужине Нила (и многолетней подругой в жизни) Кэтлин Тернер в язвительной сатире на супружеские отношения Война Роузов. Поставил фильм комик Денни Де Вито (также игравший в Романе с камнем и Жемчужине Нила). Фильм стал суперхитом благодаря блестящим работам Дугласа и Тернер, не побоявшимся показать своих героев откровенно неприятными людьми. В 1989-же выходит невероятно красивый в визуальном плане боевик английского режиссера Ридли Скотта Черный дождь, где Дуглас играет полицейского, вместе со своим напарником (Энди Гарсиа), конвоирующим в Японию опасного мафиози.

    В 1991 Пол Верхувен приглашает Дугласа на главную роль в «горячем» проекте Основной инстинкт. Роль – детектив, расследующий дело об убийстве и влюбляющийся в подозреваемую сексапильную писательницу (Шарон Стоун). Один из самых цитируемых фильмов в недавней истории, Основной инстинкт, несмотря на нелестные отзывы критики, имел огромный успех в мировом кинопрокате, сделал Стоун секс-символом номер один и породил сотни подражательных эротических триллеров. И окончательно сформировал и обобщил экранный образ Дугласа. Теперь можно было с уверенностью сказать, что его тип – сложный, во многом неприятный человек, со своими скрытыми и довольно мрачными тайными комплексами, но именно из-за своей сложности и противоречивости живой, достоверный, понятный и притягательный. Такой герой Дугласа – единственное, что осталось в памяти от фильма Джоэля Шумахера Падение (1993). Скромный рядовой служащий, сходящий с ума от беспросветности и никчемности своей жизни, пытается добиться, по его мнению, справедливости, с оружием в руках, и бессмысленно гибнет. Именно благодаря точной, вдумчивой работе Дугласа кинокартина пользовалась успехом. Еще большая популярность ждала актера в триллере по бестселлеру Майкла Крайтона Разоблачение (1994, режиссер Барри Левинсон) о сексуальном преследовании на работе, в котором Дуглас снялся в дуэте с Деми Мур. В 1995 предстал перед зрителями в несвойственной ему положительной роли президента США в романтической комедии Американский президент режиссера Роба Райнера (номинация на «Золотой глобус»). Вскоре Дуглас возвращается к образу, который удается ему лучше всего – мучимого комплексами прошлого циничного и жестокого дельца в триллере Дэвида Финчера Игра (1997). Загадочная игра, которую ведет с дельцом некая компания, заставляет его полностью переоценить свою жизнь. После проходной роли злодея в римейке Эндрю Дэвиса Идеальное убийство (по фильму Альфреда Хичкока В случае убийства набирайте М.), сыграл в тонкой и остроумной комедии Куртиса Хэнсона Вундеркинды одну из лучших своих ролей – профессора колледжа, на которого в один день обрушивается целая куча проблем (приз гильдии кинокритиков Лос-Анджелеса за лучшую роль года). В том же 2002 снялся вместе со своей женой, актрисой Кэтрин Зета-Джонс в нашумевшей картине Стивена Содерберга Траффик. Последние работы актера, комедии Семейные узы (где он сыграл в с отцом, Керком Дугласом и сыном, Кэмероном Дугласом) и Родня успеха не имели.

    Фильмография (актерская): Заметь огромную тень (Cast a Giant Shadow, 1966, не заявлен в титрах); Да здравствует герой! (Hail, Hero!, 1969); Где Джек? (Where's Jack?, 1969); Адам к шести часам (Adam at 6 A.M., 1970); Летнее дерево (Summertree, 1971); Когда звонит Майкл (When Michael Calls, 1972, ТВ); Наполеон и Саманта (Napoleon and Samantha, 1972); Улицы Сан-Франциско (The Streets of San Francisco, 1972, ТВ-серии); Кома (Coma, 1978); Китайский синдром (China Syndrom, 1979); Бегущий (Running, 1979); Мой выход (It's My Turn, 1980); Звездная камера (The Star Chamber, 1983); Роман с камнем (Romancing the Stone, 1984); Кордебалет (A Chorus Line, 1985); Жемчужина Нила (The Jewel of the Nile, 1985); Роковое влечение (Fatal Attraction, 1987); Уолл-Стрит (Wall Street, 1987); Черный дождь (Black Rain, 1989); Война Роузов (The War of the Roses, 1989); Свет сквозь тьму (Shining Through, 1992); Основной инстинкт (Basic Instinct, 1992); Падение (Falling Down, 1993); Разоблачение (Disclosure, 1994); Американский президент (An American President, 1995); Призрак и тьма (The Ghost and the Darkness, 1996); Игра (The Game, 1997); Идеальное убийство (The Perfect Murder, 1998); Вундеркинды (Wonder Boys, 2000); Траффик (Traffic, 2000); Одна ночь у МакКул (One Night at McCool's, 2001), Не говори ни слова (Don't Say a Word, 2001), Дети Либерти (Liberty's Kids, 2002, ТВ-серии, озвучка); Семейные узы (It Ruins the Family, 2003); Родня (In-Laws, 2003); Добраться до горы Морган (Ride Down to Mt. Morgan, 2005).

    Михаил Водопьянов