Также по теме

ЭКСПРЕССИОНИЗМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ (лат. expressio – выражение), направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в. (1905–1925), одно из направлений европейского авангарда.

Возник в Европе как отклик на острейший социальный кризис первой четверти 20 в. (первую мировую войну, крушение австро-венгерской империи, революционные потрясения), стал выражением протеста против социальных контрастов эпохи. Разочарование в обществе и человеке, мистический ужас перед предсказанным О.Шпенглером закатом Европы, сочувствие революции и утопический призыв к всеобщему единению перед лицом вселенской катастрофы стали идейным содержанием нового течения. В центре художественного мира экспрессионизма – «ландшафт потрясенной души» человека. Своим негативизмом экспрессионизм отличался от импрессионизма с его оптимистическим восприятием мира. Среди всех авангардистских течений начала века именно экспрессионизм отличается серьезностью своих намерений. В нем нет формального трюкачества, эпатажа, которые свойственны дадаизму и футуризму. Экспрессионизм противостоял сюрреализму, звавшим в область бессознательного, символизму, и натурализму. Ярче всего экспрессионизм проявился в искусстве стран, которых война коснулась больше всего: Германии, Австрии, Чехии, некоторое распространение он получил в Бельгии, Румынии, Польше. В России черты экспрессионизма приняло творчество Леонида Андреева.

Философская основа течения – субъективистские учения Ф.Ницше, О.Шпенглера, Э.Маха, интуитивизм А.Бергсона, теория познания Э.Гуссерля, психоанализ З.Фрейда. Отсюда тяготение экспрессионизма к абстракции, гротеску, мистике, фантастике и трагизму в произведениях таких поэтов и писателей, как Г.Тракль, Ф.Кафка (Австрия), Г.Хейм, Э.Штадлер, Г.Бенн, И.Бехер, Я.Ван-Годдис, Ф.Верфель, Э.Ласкер-Шюлер, А.Дёблин, Л.Франк, К.Эдшмид (Германия), Г.Мейринка (Чехия); драматургов В.Газенклевера, Г.Кайзера, Л.Рубинера, Э.Толлера, Ф. фон Унру, Х.Х.Янна. Экспрессионизм эстетизировал деформацию объекта искусства, видя в этом способ повышения художественной выразительности. Эффект специфически экспрессионистского искажения присутствует в картинах Э.Мунка, О.Кокошки, гротескно-фантастических романах Кафки Замок и Мейринка Голем, в которых события одновременно развиваются в нескольких сознаниях (т.н. серийное мышление, или мифологический подтекст произведения).

 IGDA     ФРАНЦ КАФКА       Carl Van Vechten, photographer.  With permission of the Van Vechten Trust     ФРАНЦ ВЕРФЕЛЬ       Courtesy of Bruce Peel Special Collections, University of Alberta     ГЕОРГ КАЙЗЕР

В драматургию и театр экспрессионизм пришел из живописи и графики. В свою очередь, живописцы видели своих предшественников в В.Ван-Гоге (Нидерланды), П.Гогене (Франция), Э.Мунке (Норвегия), Дж.Энсоре (Бельгия). Впервые термин «экспрессионизм» употребил в печати в 1911 Херварт Вальден, основатель художественного журнала «Штурм» (1910–1932) и одноименной берлинской галереи, где выставлялись картины художников общества «Синий всадник», объединения «Мост»: В.В.Кандинского, Ф.Марка, Э.Л.Кирхнера, М.Пехштейна, Э.Хеккеля, К.Шмидт-Ротлуфа, Э.Нольде. Их остроэмоциональные произведения, тяготевшие к резким цветовым контрастам, смелой светотени, пространственным смещениям, к гротеску и гиперболе, повлияли на формирование сценического и кинематографического экспрессионизма. Вокруг немецких и швейцарских журналов, как «Штурм», «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921) группировались также писатели, поэты, драматурги, деятели театра и кино.

Драматургия.

Экзальтированность этого течения, деформировавшая образы, искажавшая реальные пропорции в живописи и графике, превратила экспрессионистскую пьесу в «драму крика». В ней все было «слишком», она передавала страшную атмосферу времени войн и революций, не стремясь к реальности изображения эпохи. Газенклевер в ремарке к одной из своих пьес писал: «Время действия – сегодня, место действия – мир». Экспрессионизм отвергал традиции реалистической и натуралистической драмы: иллюзию действительности, правильную психологическую мотивировку. Персонажи лишались индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т.д.) и служили рупорами идей, изъяснялись языком патетики и метафор. Драма развертывается не как единое целое, а распадается на ряд слабо связанных эпизодов (Statonendrama – драма замнутых эпизодов). Каждая сцена призвана выразить одну, важнейшую для автора идею (форма драматургии, воспринятая от символистов Ф.Ведекинда и А.Стриндберга). Действие обычно происходит в условно исторической или фантастической обстановке. Влияние кино сказалось на кадрировании, дроблении сцен, схематизме образов, упрощенности диалога, краткости реплик.