Содержание статьи
Также по теме

ПОЛЛАК, СИДНЕЙ

ПОЛЛАК, СИДНЕЙ (Pollack, Sydney) (р. 1934), кинорежиссер, продюсер, США.

Родился 1 июля 1934 в Лафайете, штат Индиана, США. Обучался в театральной актерской школе в Нью-Йорке. Играл на бродвейской сцене. С конца 1950-х работал на телевидении постановщиком сериалов.

Из ранних киноработ выделяется вестерн Охотники за скальпами, с Бертом Ланкастером в главной роли, хотя каких-то признаков сильной режиссерской индивидуальности он не проявил. Внимание публики и критики к себе привлек драмой Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? В центре сюжета – феномен танцевальных марафонов, существовавший в США в 1930-е во время Великой Депрессии, когда готовые на все ради куска хлеба люди танцевали на потеху зрителям днями и ночами напролет. Поллак поставил фильм уверенно, без излишней сентиментальности, продемонстрировав безусловный профессионализм как режиссер и главное (что будет самой яркой чертой его творчества) – мастерскую работу с актерами. Поллак тонко чувствует малейшие особенности игры каждого исполнителя и безошибочно помогает ему как можно полнее и точнее раскрыть характер. Собственно, своим успехом фильм и обязан тому, что умело направляемые режиссером актеры Джейн Фонда, Крис Сарандон и Гиг Янг (премия «Оскар» за роль второго плана) создали очень убедительные персонажи. Хотя картина лишена особых визуальных или смысловых достоинств. Она выдвигается на «Оскар» в номинациях «лучший фильм года» и «лучшая режиссура».

Еще большей популярностью у зрителей пользуется вестерн Иеремия Джонсон, история легендарного пионера Дикого Запада. В фильме снялся Роберт Редфорд. В его лице Поллак нашел идеального героя для своих фильмов. В общем итоге Поллак и Редфорд (который впоследствии сам станет умным и тонким режиссером и получит «Оскар» за постановку кинокартины Обыкновенные люди) сделают вместе еще шесть кинолент. Причем следующую годом позже Иеремии – в 1973 романтическая ретро-мелодрама Какими мы были становится одним из лидеров кинопроката. Немалую роль в успехе сыграло обаяние звездной пары Роберт Редфорд – Барбра Стрейзанд. Режиссер умело направлял артистов в нужное русло. В 1975 Поллак неожиданно начинает работать в жанре триллера и снимает сразу два, причем оба удачных – Якудза и Три дня Кондора. Якудза – умелый и оригинальный гибрид детектива и модного в то время жанра восточных единоборств (родоначальник жанра Брюс Ли скончался всего двумя годами ранее). Гораздо больший резонанс вызывает, однако, второй триллер Поллака – Три дня Кондора, чрезвычайно точно попавший в настроение тогдашних американцев. Уотергейтский скандал (обнаруженные фальсификации на президентских выборах) породил в народе чувство паранойи, того, что за каждым человеком ведется незримая слежка, что гражданин – лишь пешка в руках власти. Голливуд откликнулся на эти настроения немедленно. Кондор не добился той силы воздействия, которой обладал другой фильм на тему паранойи – Разговор Френсиса Форда Копполы (1974) – но как триллер работал безукоризненно. Роберт Редфорд играет репортера, обнаружившего, что все сотрудники его редакции убиты. За ним самим начинается охота. Оказывается, что редакционный материал был крайне неугоден каким-то таинственным силам. Из ансамбля актеров, как всегда, блестящего в кинокартинах Поллака, выделяется Макс Фон Зюдов в роли убийцы со своим кодексом чести.

Бобби Дирфилд (по роману Эриха Марии Ремарка Жизнь взаймы) провалился в прокате и подвергся разгрому критики. Следующий фильм, мелодрама Электрический наездник (в главных ролях Роберт Редфорд и Джейн Фонда), стал хитом кинопроката 1979. Несмотря на сентиментальный сюжет, в киноленте, как и прежде в Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?, прослеживается мысль о моральной бесправности человека в буржуазном обществе. В 1981 Поллак снял судебную драму Без злого умысла с Полом Ньюманом в главной роли, пользующуюся успехом. Но настоящий, грандиозный триумф ждет Сидни Поллака в следующем году.

Сценарий о безработном актере, чтобы получить роль, решающему переодеться женщиной, попал в руки суперзвезды Голливуда Дастина Хоффмана в 1980, сразу же после получения им «Оскара» за Крамер против Крамера. Он долго искал режиссера, который смог бы помочь ему сыграть эту роль на все сто процентов и наконец предложил постановку Поллаку. И не прогадал. Обычно сам очень дотошный в подходе к роли Хоффман попал еще и под контроль прекрасно знающего, как работать с актерами режиссера. Что же, назвать просто удачей или суперхитом Тутси (1982) – не сказать ничего. По популярности среди американских комедий всех времен фильм уступает разве что киноленте В джазе только девушки. В фильме нет практически ни одной фальшивой ноты, он безумно смешной и раскованный, но в то же время умный, тонкий и деликатный. Работа Хоффмана в этом фильме – одна из лучших в его яркой карьере. После 1982 в Голливуде комедии такого масштаба, пожалуй, пока не сняли. За Тутси Поллак во второй раз выдвигается на «Оскар», но не получает. Обладателем золотой статуэтки он станет только через три года.

В 1985 снимает Из Африки, эпическое повествование о судьбе писательницы начала 20 в. Карен Бликсен, основанное на ее мемуарах (под именем Исак Динесен). Кинокартина получает семь премий «Оскар» – за звук, работу художника, оператора, композитора, адаптированный сценарий, режиссуру и лучший фильм года. Удивительно, но самый осыпанный наградами фильм в карьере режиссера – далеко не самый лучший. Из Африки затянут, лишен по настоящему драматического конфликта. Особенно запоминаются африканские пейзажи и, конечно же, прекрасные актеры – Мерил Стрип, Роберт Редфорд и Клаус-Мария Брандауэр. Но, возможно, фильм просто не прошел проверку временем.

Возвращается к съемке только через пять лет. Поставленная с грандиозным бюджетом в 55 миллионов долларов с Робертом Редфордом в главной роли Гавана – вариация на тему великой Касабланки (1942), истории о любви на фоне катаклизма. Если в Касабланке дело происходило в одноименном городе на североафриканском побережье во время Второй Мировой войны, то здесь действие разворачивается в Гаване 1959, когда режим Батисты вот-вот падет под натиском партизан Фиделя Кастро. Фильм терпит сокрушительный провал. На него не идут зрители, его громят в прессе. В этом, скорее всего, виноват сценарий – скучный, нелепый, анемичный и практически лишенный драматической развязки. Отказавшись от излишних амбиций, Поллак берется за откровенно коммерческий проект – экранизацию бестселлера Джона Гришема Фирма. Мастерство режиссера и имя снявшегося в главной роли Тома Круза сделали свое дело – фильм собрал огромные деньги, но вряд ли можно говорить о художественных достоинствах. Хотя актерский ансамбль, как и положено у Поллака, просто восхищает.

В 1990 Поллак продюсирует детектив с Харрисоном Фордом в главной роли Презумпция невиновности. После Фирмы он снимает Форда сразу в двух фильмах – Сабрине (1995) и Паутине зла (1999), которые стали «черными пятнами» в творчестве и актера, и режиссера. Форд идеален в ролях, предлагающих ему жесткий конфликт, резкие драматические ходы. В этих двух фильмах он был вынужден просто реагировать на происходящее, роли не дают ему большего. Сами фильмы невероятно затянуты и лишены остроумия, присущего лучшим работам Поллака. Видимо, чувствуя, что последние годы – не лучшее время для постановок, он сосредоточился на продюсерстве и весьма преуспел в этом. Среди спродюсированных им фильмов – осуществленная тайваньским постановщиком Энгом Ли экранизация романа Джейн Остин Разум и чувство (1995, номинация на «Оскар» за лучший фильм года) и две кинокартины английского режиссера Энтони Мингеллы Талантливый мистер Рипли (1999, по роману Патриции Хейсмит) и Холодная гора (2003). Кроме того, Поллак снимается на вторых ролях и в эпизодах фильмов знаменитых режиссеров – Роберта Олтмана (Игрок, 1992), Роберта Земекиса (Смерть ей к лицу, 1992), Вуди Аллена (Мужья и жены, 1992), Стенли Кубрика (С широко закрытыми глазами, 1999) и Фрэнка Дарабонта (Маджестик, 2001).