Содержание статьи
    Также по теме

    РОЩИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

    РОЩИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1933–2010) (настоящие фамилия, имя и отчество – Гибельман Михаил Наумович), советский прозаик, драматург. Удостоен премии имени К.С.Станиславского (1999), награжден орденом «Знак Почета».

    Родился 10 февраля 1933 в Казани, детство прошло в Севастополе, где он пережил войну, на всю жизнь оставшуюся в его памяти. В 1943 семья перебралась в Москву. Когда Михаилу было 16 лет, умер отец. Мать осталась с тремя детьми, и после окончания школы он пошел работать на завод, обрастая житейским и человеческим опытом. Опубликовал в газете «Московский комсомолец» свой первый рассказ, довольно слабый, но публикация дала уверенность в себе. Учеба, друзья, первая любовь, работа на заводе – все это он впоследствии опишет в своих повестях и рассказах: Воспоминание, Шура и Просвирняк, Морская торговля, Мой учитель Гриша Панин, Бабушка и внучка.

    В 1953–1958 учился в Литературном институте им. Горького. В конце первого курса перевелся на заочное отделение и стал литературным сотрудником газеты приволжского городка Камышина. Писал очерки, фельетоны, передовицы, ответы на письма читателей – это было хорошей журналистской и жизненной школой. Писал и «для себя». В 1956 вышла первая книга его рассказов В маленьком городе. В 1957 вернулся в Москву.

    В конце 1960-х начал писать пьесы, это были острые произведения, не лишенные лиризма, как Седьмой подвиг Геракла (1963) и Дружина (1965). Они не публиковалась и не ставилась, хотя Седьмой подвиг Геракла хотели поставить Б.Львов-Анохин и Олег Ефремов, но поставлена пьеса была в 1988 на сцене «Современника-2» Михаилом Ефремовым. Эта комедия о том, как Геракл пришел в процветающую страну, которая на самом деле оказалась страной нечищенных конюшен лицемерия, где все подчинила себе богиня лжи Ата. Контраст внешнего благополучия и скрытых болезненных процессов загнивания страны Элиды читался недвусмысленно, что и послужило поводом для запрета пьесы. Свою актуальность она сохраняет и сегодня, несмотря на то, что политические реалии поменялись на противоположные. В пьесе Дружина (1965) дружинники в маленьком городке захватили власть и диктуют свои нормы поведения. Им пытаются противостоять молодые люди, которые приехали в город. Но и они постепенно приходят к внутреннему компромиссу. Пьеса так и не была поставлена по настоящее время. Но в 2000 обе пьесы были опубликованы.

    Третья пьеса-сказка Радуга зимой была поставлена в 1968 в Ленинградском ТЮЗе. Приход Рощина в театр диктовался его потребностью в живом контакте со зрителем. Как автор прозаических произведений, он не сразу оценил специфику сцены, ее законы. В театр он пришел с целью особого эмоционального воздействия на зрителя. И этому, по его мнению, должны были способствовать все компоненты пьесы – и герой, и идея, и слово, и сам сюжет. Его пьесы не просто хорошая литература, они стали частью жизни 1970-х и сегодняшнего дня.

    Пьеса Валентин и Валентина (1971), начиная с московского театра «Современник», обошла многие сцены и была экранизирована. Еще более известна комедия Старый Новый год, которую показывают по ТВ каждый год 13 января (режиссер Г.Натансон, 1987). Пьеса была необыкновенно популярна, с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. Первыми ее поставили почти одновременно, в 1973 «Современник» (реж. В.Фокин) и МХАТ (реж. О.Ефремов), а уже вслед за ними – Г.Товстоногов, Р.Виктюк и др.

    В 1970–1980-е Рощина ставили много. Пять пьес шло только на сцене «Современника», пять – на мхатовской сцене. Он сотрудничал с лучшими режиссерами: О.Ефремовым, А.Эфросом, Г.Волчек, В.Фокиным, Р.Виктюком, В.Плучеком, Г.Товстоноговым, З.Корогодским. В его пьесах играли многие выдающиеся актеры: А.Калягин, Е.Евстигнеев, В.Невинный, К.Райкин, В.Гафт, А.Миронов, А.Папанов, А.Вертинская, М.Неелова, Т.Лаврова, А.Покровская, О.Волкова, Е.Васильева, М.Зудина. Персонажи пьес Рощина отличались достоверностью, подлинностью без бытовизма, умением истово любить и так же страстно ненавидеть. Они жили и продолжают жить среди нас, ища ответы на вечные вопросы. Также ставились пьесы Спешите делать добро, Ремонт, Муж и жена снимут комнату, Перламутровая Зинаида, Галоши счастья, не говоря уже о многочисленных инсценировках и авторизованных переводах.

    Особое место в жизни и творчестве Рощина занимает спектакль Эшелон, поставленный в «Современнике» Г.Волчек, и показанный также в 1978 в Хьюстоне с американскими актерами.