Также по теме

ВИШНЕВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ВИТАЛЬЕВИЧ

ВИШНЕВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ВИТАЛЬЕВИЧ (1900–1951), советский драматург, автор героико-эпических произведений, посвященных участникам первой мировой войны, Октябрьской революции, Гражданской и Великой отечественной войн.

Героическая юность.

Родился 21 декабря в Петербурге в семье землемера. Когда началась первая мировая война он, 14-летний гимназист 6 класса, уехал на фронт и стал разведчиком лейб-гвардии Егерского полка, заслужил три георгиевских креста. При этом продолжал учиться и, приезжая в отпуск в Петербург, сдавал экзамены, переходил из класса в класс и в 1918 получил аттестат зрелости.

Первая мировая война была первой из пяти войн, которые пережил Вишневский. В 1917 он безоговорочно принял революцию. Во-время Гражданской войны стал матросом Волжской флотилии. В 1919–1921 воевал с деникинцами в Первой Конной Армии Буденного. Осенью 1921 был откомандирован на Балтийский флот и вернулся в Ленинград. С Ленинградом-Петроградом связано все творчество Вишневского. Здесь развертывается действие многих его произведений, в том числе поэмы-оратории.

Но, и став профессиональным литератором, на всю жизнь сохранил постоянную связь с армией и особенно с Балтийским флотом: участвовал в военных учениях, печатал статьи во флотских газетах. Пристрастно следил за тем, как военная тема воплощалась в советском искусстве, организовал вместе с Демьяном Бедным, М.Е.Кольцовым, А.С.Серафимовичем и В.П.Ставским Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Вишневский появился в литературных кругах Ленинграда в конце 1920-х; он уже был автором двух сборников рассказов: За власть Советов и Между смертями. В 1929 делает свой первый шаг в драматургии: сочиняет поэму-ораторию Красный флот в песнях, которая была поставлена в ансамбле песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером П.И.Ильиным и музыкальным руководителем, композитором А.В.Александровым. Основными элементами оратории стали старые и революционные песни о флоте. Вишневский написал текст, связывавший воедино эти песни.

Первая Конная.

Слава пришла к Вишневскому после пьесы Первая Конная (1929). Предисловие к пьесе написал С.М.Буденный, отметив жизненность материала и достоверность.Режиссер А.Д.Дикий поставил ее в театре Ленинградского Народного дома, где в то время работала большая группа мейерхольдовцев: Э.П.Гарин, Н.Б.Люце, Л.О.Арнштам, а также молодые актеры Б.Бабочкин и М.Астангов, мечтавшие сыграть боевой, публицистичный, задорный спектакль. В результате драматург, режиссер и труппа нашли друг друга и удивительно сработались. Пьеса имела ошеломляющий успех. Маяковский не видел Первую Конную на сцене, но прочитав ее, сказал в беседе с Л.Ю.Брик: «Это – продолжение моей линии в драматургии».

Почти одновременно с премьерой спектакля на сцене театра Ленинградского Народного дома, пьеса Первая Конная была поставлена в Москве на сцене нового Центрального Театра Красной Армии, созданного на базе ансамбля песни и пляски при Доме Красной Армии режиссером П.И.Ильиным и композитором А.В.Александровым.

Последний решительный.

Новую пьесу Последний решительный Вишневский намеревался передать для постановки Театру Красной Армии, но Мейерхольд убеждает предоставить ему право первой постановки. Предложение режиссера, который высоко поднял знамя политического театра, создавая боевые публицистические спектакли, было принято. Спектакль рождался в атмосфере взаимного понимания и творческих споров. В союзе с режиссером Вишневский был стороной равноправной и инициативной, в его письмах Мейерхольду содержатся предложения как по тексту пьесы, так и по конкретному сценическому воплощению того или иного эпизода.

На западе бой.

Для Мейерхольда предназначал Вишневский и свою новую пьесу (позже она получила название На Западе бой). Эта пьеса Вишневского явилась своеобразным ответом на роман Э.Ремарка На западном фронте без перемен. Во время гастролей театра в Ленинграде режиссер начал над ней работать. Вскоре режиссер охладел и к пьесе, и к автору в связи с тем, что тот выступал с критикой пьесы Н.Эрдмана Самоубийца, несмотря на то, что Мейерхольд добивался разрешения на постановку этой комедии в своем театре. В результате Вишневский забрал свою пьесу у Мейерхольда и передал ее в Театр Революции. Постановщик пьесы И.Ю.Шлепянов, в полном согласии с драматургом, постарался показать в спектакле именно Германию и передать атмосферу нервозности, страха и культурного одичания. Премьера состоялась 19 февраля 1933, а уже через 8 дней, 27 февраля нацисты подожгли рейхстаг и приступили к массовым арестам антифашистов. Однако большинство критиков, даже поклонники творчества Вишневского, в том числе его друг, немецкий антифашист и драматург Фридрих Вольф, отозвались об этой пьесе резко отрицательно, в связи с чем он больше не возвращался к западной теме.

Оптимистическая трагедия.

С февраля 1931 началось постоянное и плодотворное сотрудничество Вишневского с режиссером А.Я.Таировым и артистами Камерного театра. Драматургу оказались близки идеи режиссера об общественном содержании искусства, о творческом взаимодействии сцены и пьесы, театра и драматургии. Таиров старался вдохновить писателя на новую пьесу, специально предназначенную для Камерного театра. Они вели долгие разговоры о советской литературе, о бытовом и условном театре, о романтизме и Шекспире, о том, какой им представляется современная трагедия, чем она отличается от античной и классической. В январе 1932 Вишневский начал работу над новой пьесой – трагедией, и текст пьесы был написан в августе 1932, первоначально она получила название Да здравствует жизнь, затем Из хаоса и, наконец, по инициативе ведущей актрисы Камерного театра Алисы Коонен, возникло окончательное название – Оптимистическая трагедия. Пьеса, обобщив открытия советской драматургии и оттолкнувшись от опыта эпического кино, явилась смелым рывком вперед в создании нового советского героического театра. Вишневский в 1934 писал, что в Оптимистической трагедии он предпринял эксперимент на соединение языка ранних пролетарских поэтов, французских (Эжена Потье, автора Интернационала), немецких (Ф.Фрейлиграта, поэта-трибуна немецкой революции 1848–1849) с языком русских поэтов-космистов 1917–1921 Герасимова, Маширова, Кириллова, Гастева.

Эстетика Камерного театра с его тяготением к обобщенным формам совпала с творческими исканиями Вишневского. В процессе общения с Таировым художественный замысел пьесы значительно обогатился. В результате этой работы, первоначальный вариант пьесы и окончательный, созданный в Камерном театре, отличаются по многим параметрам. Пьеса выиграла в своей цельности и строгой соразмерности. 18 декабря 1933 состоялась премьера спектакля. Воздействие спектакля на зрителей совпадало с эстетическим эффектом трагедии, катарсисом, происходило очищение. После премьеры в Камерном театре Оптимистическая трагедия широко прошла по всей стране.

Мы из Кронштадта.

В мае 1933 к Вишневскому обратился кинорежиссер Е.Л.Дзиган с предложением экранизировать Оптимистическую трагедию, однако тот отказался и решил написать для Дзигана киносценарий, посвященный защите Петрограда моряками Кронштадта в 1919. Так началось творческое содружество Вишневского и Дзигана по созданию фильма Мы из Кронштадта. Режиссер взялся за его героико-эпическое воплощение, следуя замечательным традициям кинематографа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина. Вишневский оказался необычным автором. Вишневскому представлялось естественным, что произведение «движется в ходе постановки, дополняется, изменяется, обогащается», поэтому он был не только автором сценария, но и сопостановщиком. В марте 1936 картина вышла на широкий экран и была хорошо принята зрителями.