Также по теме

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения продвижения своих или препятствования продвижению неприятельских войск, а также составление топографических карт и инженерная разведка. Кроме того, в понятие военно-инженерного дела входит проектирование и разработка оборудования, необходимого для выполнения перечисленных задач, в том числе средств маскировки и укрытия.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Военно-инженерное дело зародилось в глубокой древности. Уже в 1000 до н.э. жители древних городов Ближнего Востока и Египта стали обносить их крепостными валами и стенами. Из истории известно, что в битве у Фермопил в 480 до н.э. греки отступили за стену, выстроенную поперек Коринфского перешейка. Мандрокл навел мост через Босфор, по которому персидский царь Дарий перевел свое войско в Малую Скифию. Одним из самых интересных произведений древнего военно-инженерного искусства была башня на колесах высотой до 60 м, которая возвышалась над стенами осаждаемого города, так что воины, находившиеся в ней, могли метать снаряды через крепостные стены.

Римские саперы, действовавшие во многом подобно современным, шли в авангарде войска. Они были снабжены всем необходимым для топографической съемки и картографирования местности, выбора и оборудования места под лагерь, прокладки дороги и мостов для основного войска. Инженерные войска римлян построили систему магистральных дорог военного назначения – мощеных, ровных, шириной 6 м, с каменными закраинами по обе стороны. Эта система имела общую протяженность ок. 75 000 км и соединяла Рим с его колониями, обеспечивая военную безопасность империи.

Китайцы династии Цинь (прибл. 221–206 до н.э.) в правление первого императора Ши-хуанди начали укреплять свои границы. В 214 до н.э. выстроенные ранее валы трудом каторжников были соединены в первую Великую китайскую стену, которая должна была защищать страну от гуннов. Спустя 800 лет стена была реконструирована для защиты от вторжения восточных орхонских тюрок. В 1368 в правление династии Мин строительство было возобновлено. Когда спустя 200 лет оно завершилось, новая стена, длиной ок. 2400 км, высотой 6–10 м и шириной в основании 8 м, имела караульные башни через каждые 100 м. Великая китайская стена считается величайшим военно-инженерным сооружением всех времен.

 IGDA/A. Tessore     ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

В первые 500 лет после падения Рима под натиском варваров римские классические методы строительства и штурма укреплений почти не применялись, и лишь около 1000 н.э. началось строительство феодальных замков, сначала деревянных, а затем и каменных. Эти замки-крепости, строившиеся в господствующих точках местности (обычно на вершине крутого холма или на неприступной скале, часто защищенные рекой), стали почти неуязвимыми укрытиями для крупных феодалов и их солдат. Подход снаружи к крепостной стене зачастую затруднялся глубокими и широкими рвами с водой. Через ров можно было перейти только по подъемному мосту, который был должным образом укреплен и охранялся.

 IGDA/C. Sappa     НАРВСКАЯ И ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТИ на реке Нарва

Такие крепости трудно было взять приступом. На успех можно было рассчитывать, лишь доведя осажденных до голода или воспользовавшись предательством (что иногда случалось). Бывали случаи сдачи замков после длительной осады, например, замок Гайяр в Нормандии, который построил Ричард Львиное Сердце в 1197, был захвачен Филиппом II Августом после осады, которая началась в сентябре 1203, а закончилась через восемь месяцев, в апреле следующего года.

Замки строились по всей Европе, и благодаря им наступательная война очень дорого обходилась, пока не появился порох. Считается, что порох был впервые применен в Европе для разрушения стен вражеской крепости англичанами во время осады Онфлёра в 1415. Для разрушения стены путем взрыва делались подкопы, закладывались большие количества пороха, и производился взрыв. В 15 в. применение пороха в военных целях открыло перед военными инженерами новые перспективы. Появились гладкоствольные орудия и стрелковое оружие. Чем точнее и дальнобойнее становилось такое оружие, тем больше был спрос на опытных военных инженеров для строительства фортификаций.

В 16 в. стала широко применяться стрельба разрывными снарядами из артиллерийских орудий, называемых мортирами. Дальность стрельбы была не столь велика, как из орудий, стрелявших тяжелыми ядрами, но угол возвышения и метательная сила пороха позволяли бомбам перелетать через высокие стены осаждаемой крепости. Новое оружие потребовало фортификаций с продуманными схемами прицельного огня и зонами обстрела для оборонительных действий. Французский военный инженер C.Вобан (1633–1707), отбросив шаблонные схемы и планы, стал строить бастионы с учетом особенностей местности так, чтобы защитники могли вести по наступающим перекрестный огонь.

Благодаря трудам Вобана и широкомасштабным фортификационным работам во Франции того времени получило развитие гражданское строительство и сооружение каналов. Военные инженеры проходили хорошую практику точных топографических съемок и много времени отдавали исследованию грунтов, планируя крепости, рвы и земляные валы. Французская наука более чем на столетие заняла ведущее положение в военно-инженерном деле.

История американской революции изобилует оригинальными достижениями военных инженеров. Примером могут служить фортификационные сооружения в Уэст-Пойнте. Наиболее известное из них – массивная металлическая цепь, натянутая поперек река Гудзон и перекрывшая путь военным судам англичан.

К началу 19 в. ни одна армия не могла обходиться без военных инженеров с их умением пользоваться приборами и обращаться со взрывчатыми веществами, владением картографией и топографией, методами строительства мостов, подземных ходов и фортификационных сооружений. Поскольку масса и габариты артиллерийских орудий и средств их перевозки увеличились, от умения военных инженеров строить дороги и мосты зависела мобильность сухопутных войск. Дополнительной обязанностью военных инженеров стало обеспечение маскировки, которая была названа французским словом «камуфляж».

Тем временем все большее влияние на работу военного инженера оказывала промышленная революция. Благодаря появлению в 19 в. металлорежущих станков появилась возможность изготавливать точные приборы, позволившие инженерам проводить измерения и вести строительство в соответствии с более точными стандартами. Последовавшие за этим усовершенствования в области оптического приборостроения явились большим благом для топографов и геодезистов. Дальномерные приборы, в том числе теодолит для триангуляционных измерений, стали частью оборудования военного инженера. В этот период начали широко применяться паросиловые установки, которые наряду с чугуном и цементом вызвали революционные изменения в технике строительства. По мере того, как в странах Европы расширялась сеть шоссейных дорог, требовались все более прочные и широкие мосты в местах пересечения рек, где раньше можно было обходиться бродами и паромами. Паровые копры позволили быстрее и с меньшими затратами труда забивать тяжелые сваи для мостовых опор. На смену дереву пришли каменная кладка и чугунные конструкции.

Усовершенствованное огнестрельное оружие (артиллерийские орудия и индивидуальное стрелковое оружие с нарезными стволами, винтовка, заряжающаяся с казенной части, первые карабины, только что открытые бризантные взрывчатые вещества, такие, как тротил) требовало изменений в тактике наступательных действий сухопутных войск. Стало нецелесообразным посылать на укрепленные позиции неприятеля солдат, шагающих сомкнутым строем. См. также АРТИЛЛЕРИЯ; СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ.