У ВЭЙ

У ВЭЙ. «Недеяние», «отсутствие [целенаправленной] деятельности» – термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов – «у» («отсутствие/небытие», см. Ю – У), выполняющего роль оптативного отрицания, и «вэй» («деяние, свершение, осуществление»), означающего целенаправленный процесс деятельности, по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции Мо-цзы 3 Кб (334 слова)

У СИН

У СИН. «Пять элементов» («пять стихий», правильнее – «пять действий», «пять фаз» или «пять рядов»). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа «син3 5 Кб (422 слова)

У-ВЕЩЬ

У-ВЕЩЬ. «Вещь», «объект», «предмет» (у1). Одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека («жэнь у» – буквально «человеческая вещь»); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту («у во» – буквально «вещь и я»). 5 Кб (511 слов)

УАЙТХЕД, АЛФРЕД НОРТ

УАЙТХЕД, АЛФРЕД НОРТ (Whitehead, Alfred North) (1861–1947), английский математик и философ, родился в Рамсгите (графство Кент) 15 февраля 1861 в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Его отцом был достопочтенный каноник Кентерберийского собора. Поступив в 1880 в Тринити-колледж Кембриджского университета, Уайтхед посвятил себя занятиям математикой, однако в «Клубе апостолов», членом которого он состоял с 1884, предметами обсуждения часто были проблемы философии, литературы, истории, политики и религии. 13 Кб (1481 слово)

УДАЯНА

УДАЯНА (санскр. ), индийский философ 11 в. Уроженец Митхилы (северо-восток Индии), Удаяна много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), был автором по крайней мере семи сочинений.

4 Кб (421 слово)

УМЕРЕННОСТЬ

УМЕРЕННОСТЬ – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага.

3 Кб (378 слов)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – простейший вид рассуждения, представляющий собой непосредственный переход от одного или нескольких высказываний A1, A2,…, An (n і 1), называемых посылками, к высказыванию B, называемому заключением. В логике умозаключение принято формулировать следующим образом:

4 Кб (295 слов)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕПРЯМЫЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕПРЯМЫЕ – умозаключения, которые получаются путем преобразования других умозаключений. Они имеют сложную структуру и иногда (по аналогии с метаязыком, представляющим собой язык, на котором говорят о другом языке) их называют «метаумозаключениями», имея в виду, что это умозаключения об умозаключениях.

8 Кб (939 слов)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ – умозаключения, в которых заключение выводится из некоторого множества высказываний-посылок. Обычно выделяют четыре вида прямых умозаключений (в основном – двухпосылочных):

чисто условные умозаключения;

условно-категорические умозаключения;

разделительно-категорические умозаключения;

условно-разделительные умозаключения.

10 Кб (789 слов)