Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО – церемония коронации русских царей по церковному обряду. Впервые было совершено при московском великом князе Иване III над внуком его Дмитрием 4 февраля 1498.

    Мысль о венчании на царство появилась у московских князей под несомненным влиянием Византии. Вероятно, воспользовавшись при этом и указанием летописи на присылку Владимиру Мономаху подарков от византийского императора, создали повесть о мономаховом венце и бармах, в которой говорилось, что Мономах «венчан бысть тогда в Киеве тем царским венцом и оттоле благовенчанный царь нарицашеся в российском царствии». Царь Иван Грозный в своей духовной благословлял сына Ивана «царством русским, шапкою Мономаха и всем чином царским, что прислал прародителю нашему царю и великому князю Владимиру Мономаху царь Константин Мономах из Царьграда».

    Над преемником Ивана III Василием III обряд венчания на царство не был совершен; точно так же оставшийся после Василия трехлетний сын Иван IV не был венчан на царство, а только благословлен митрополитом. Но только тогда, когда Иван достиг 16-летнего возраста, он объявил митрополиту и боярам о своем желании венчаться «царским венцом» на правление государством. В чин венчания Ивана IV впервые вошло миропомазание, очевидно, также взятое из чина венчания на царствование византийских императоров. При церемонии венчания царю подали кроме шапки Мономаха, животворящего креста и золотой цепи, также «скипетр, чтобы править хоругви великого русского царства» (16 января 1547).

    При венчании на царство Бориса Годунова 1 сентября 1598 в числе знаков царского достоинства впервые патриарх вручил царю яблоко или «державу»: «как это яблоко принял в свои руки, держишь, так держи и все царства, данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо».

    При Алексее Михайловиче при венчании большую роль стали играть бармы, а Федор Алексеевич надел порфиру для церемонии. Он был последним царем, короновавшимся мономаховыми регалиями; так как за ним последовало коронование сразу двух царей, то для них были изготовлены новые регалии.

    Императорской короной 7 мая 1724 коронуется впервые супруга Петра I Екатерина I. Для ее коронации в мае 1724 была изготовлена корона по образцу византийской, превосходившая великолепием корону царя. Петр сам возложил ее на голову жены. Он сам составил чин коронования и придал этой церемонии больше государственный характер. О коронации объявлялось на всех площадях «во всенародное множество» через герольдов с трубачами и литаврами. Древние бармы Петр заменил западной епанчой или мантией из золотого штофа, подбитого белыми горностаями и расшитой орлами; отменено было надевание мономахова креста. Все прочие регалии (скипетр и держава) оставались прежними. Сохранено также было миропомазание.

    Из государей императорской короной первым венчался Петр II 25 февраля 1728 в Москве. Императоры Иван VI и Петр III не были коронованы.

    Коронование Павла I (5 апреля 1797) впервые происходило одновременно с супругой, причем Павел, подобно Петру Великому, собственноручно возложил на императрицу только венец и мантию, а скипетр продолжал держать в своей руке. Принимая из рук императора венец, императрица преклонила перед ним колени. Особенность коронации Павла I состояла еще и в том, что он, по окончании обряда, прочитал, а затем положил на престол в Успенском соборе, составленный им и в тот же день обнародованный закон о престолонаследии или Учреждение об императорской фамилии.

    Император Николай I короновался (22 августа 1826) не только императорской российской короной, но и короной Царства Польского. Эта последняя коронация проходила в Варшаве по католическому обряду в дворцовом сенатском зале 13 мая 1829.

    При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елизавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону»; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

    Литература

    Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей. СПб, 1883