СУКХА

СУКХА (пали sukkha, санскр. sukha – «удовольствие», «наслаждение», «счастье»), в индийской философии, положительное эмоциональное состояние индивида, составляющее прямую противоположность отрицательному, страданию (духкха).

Буддизм

представляет ту концепцию удовольствия, согласно которой оно рассматривается как оппозиция «эмпирическому» страданию и есть одна из форм страдания «ноуменального». Согласно формуле четырех «арийских истин», одним из проявлений страдания является разъединение с приятным (составляющее пару с соединением с неприятным): заслуживающего внимания соединения с приятным не бывает. В некоторых Абхидхармических текстах в ряду триад стремление к удовольствиям перечисляется наряду со стремлением к существованию и религиозной жизни; среди форм самого существования различаются существование чувственных удовольствий, материальных форм и существование нематериальное; различаются также три вида счастливых рождений и три вида рождений в состоянии удовлетворенности. Для абхидхармических классификаций показательно различение ощущений, приносящих «эмпирическое» удовольствие, страдание и ни то, ни другое, равно как в числе разновидностей кармического воздаяния состояние удовольствия названо наряду с состоянием страдания и «нейтральным». Среди иерархизаций ощущений чувство удовольствия считается низшим: над ним «надстраиваются» ощущения страдания, радости, печали и, наконец, равнодушия, а способность к восприятию удовольствий, вместе со способностью к восприятию страданий, включается в список 22 человеческих способностей.

Чувство радости-удовольствия обсуждается в Абхидхармических текстах и в связи с иерархизацией основных ступеней медитации (дхьяны). «Пропитанность» состоянием сублимированного удовольствия характеризует первую среди этих ступеней – наряду с наличием дискурсивного мышления. На дальнейших ступенях это состояние «снимается», уступая место более сбалансированным и нейтрализованным (ср. канонические тексты Трипитаки). Пример – описание медитативных ступеней в Абхидхармамрите Гхошаки, где первый из восьми «трансов» характеризуется наличием «пяти членов»: начальной мыслью, «поддержанной» мыслью, радостью, удовольствием (сукха) и сосредоточенностью и связано с тремя чувствами – радостью, удовольствием и равнодушием. Согласно другим иерархизациям, состояние радости-удовольствия характеризует вторую ступень, тогда как первую характеризует только дискурсивное мышление. Некоторые классификации допускают состояние радости-удовольствия на всех трех первых медитативных ступенях, предполагая, что оно «снимается» только на четвертой, где нет уже ни удовольствия, ни страдания в эмпирическом смысле. Примером может служить Абхидхармасара (Абхидхармахридая) Дхармашри. Это состояние за пределами удовольствия и страдания считается тем достижением «практикующего», после которого он может переходить к освоению уже высших «степеней». В этой трактовке, правда, нет ничего специфически буддийского: и брахманисты и джайны связывали освоение высших состояний с устранением оппозиций приятного-неприятного, удоволетворенности-неудовлетворенности, удовольствия-страдания (что достигается упражнениями в равнодушии к похвале-хуле и т.д.).

Санкхья-йога

начала заниматься вопросом о положительных и отрицательных эмоциональных состояниях сознания никак не позднее буддизма, но даже предвосхитила его «исчисления», в том числе в связи с четырьмя ступенями медитации, которые восходят к первому учителю будущего Будды – Алара Каламе. Уже в древней санкхье гуны, которые можно интерпретировать как «реалии» индивидуального существования, обусловливают три рода ментальных состояний (ведана) – при этом саттва соотносится с радостью, «приятностью», наслаждением, счастьем.

В классической санкхье удовольствие является основным эмоциональным проявлением гуны саттва, подобно тому как «эмпирическое» страдание – раджаса, а заблуждение – тамаса (страдание «ноуменальное» равнозначно активности трех гун как таковой). В Йога-сутрах при рассмотрении пяти корневых аффектов сознания, привязывающих индивида к кругу сансары, влечение (рага) характеризуется как то, что опирается на удовольствие. Вьяса в комментарии к этой сутре разъясняет, что влечение обусловливается воспоминанием о прошлом наслаждении, которое вызывает желание, «жажду», активное стремление к наслаждению. В комментарии к Санкхья-карикеЮктидипике – разрабатывается схема пяти источников-мотиваций действия (карма-йони), среди которых, наряду с «решимостью», верой, желанием познания и желанием прекращения познания, названо стремление к счастью (сукха), результат «сотрудничества» гун саттвы и тамаса при «нейтрализации» раджаса. Данная схема неоднократно воспроизводится и в поздней санкхье, например в кратком «индексе» ее учения Таттвасамасе, в самом раннем комментарии к которой – Крамадипике (ок. 14 в.) – цитируется стих, согласно которому, «когда служат призыванию богов, предписанному и аскезе, в постоянной готовности к искупительным жертвам, это называют стремлением к счастью». Стремление к счастью вместе с тремя другими указанными мотивами действия ведет к закабалению (только желание познания – к «освобождению»). В Санкхья-сутрах утверждается, что конечным идеалом может быть только освобождение от страданий, поскольку 1) стремление к удовольствию уступает по своей «интенсивности» желанию освободиться от страданий, 2) в мире вообще трудно найти счастливого, 3) удовольствие смешано со страданием, и потому разумные относят его к страданию, 4) на возражение некоторых оппонентов (прежде всего ведантистов), что без обретения счастья цель человеческого существования (пурушартха) не достигается, можно ответить, что это цель несовершенных.