Содержание статьи
Также по теме

ФОРД, ХАРРИСОН

ФОРД, ХАРРИСОН (Ford, Harrison) (р. 1942), североамериканский киноактер.

Родился 13 июля 1942 в Чикаго, США. Карьеру актера пытался начать в середине 1960-х, но после эпизодических ролей во второсортных фильмах поменял профессию и стал плотником. Позже получил предложение от своего клиента Джорджа Лукаса сыграть небольшую роль в фильме Американские граффити (1973). Трогательный и умный фильм претендовал на «Оскар» в основных номинациях. В следующем году сыграл у другого своего клиента, Ф.Копполы, в Разговоре. Хотя его вторая роль была значительнее, сказать, что Форд демонстрирует в первых работах выдающиеся актерские качества, нельзя. Тем не менее он получил роль капитана-контрабандиста в фантастическом фильме Лукаса Звездные войны (1977). И, как и сам фильм, входит в историю кино. Контрабандист Хан Соло – образ собирательный. Создавая его на бумаге, Лукас опирался на героев «Золотого века» Голливуда – капитанов, военных, ковбоев, и конечно, образы героев Хэмфри Богарта из «черных»детективов. Соло нельзя назвать положительным героем, он циничен и руководствуется выгодой, но оказывается способным на подвиг и самопожертвование. Форду удалось превзойти ожидания режиссера. При своей нетипичной для голливудской звезды внешности он оказался наделен большим обаянием и прекрасным чувством юмора. Именно Соло стал самым любимым у зрителей (особенно у женщин) персонажем.

В течение нескольких лет снимается в довольно средних фильмах (за исключением Апокалипсис сегодня, Копполы, 1979, в роли штабного офицера). А затем получает роль, которая будет отождествляться с актером. С.Спилберг и Лукас (как сценарист и продюсер) начали работу над фильмом Искатели затерянного ковчега о приключениях доктора археолога Индианы Джонса. Играть Джонса должен был актер Т.Селлек, но из-за другого контракта отказался. Лукас предложил Форда, тот не слишком охотно согласился. Фильм получил пять «Оскаров» и по праву считается лучшей приключенческой лентой в истории кино. Заслуга принадлежит как Спилбергу, так и Форду. Образ получился естественным и парадоксальным. С одной стороны, герой – преподаватель археологии в университете, интеллектуал, с другой – отважный охотник за ценностями, совершающий подвиги один невероятнее другого. Хотя на «Оскар» его не выдвинули, он получил приз People Choice как любимый актер американских зрителей.

Затем выходит Бегущий по лезвию бритвы, в котором Форд сыграл Декарта, охотника за репликантами, искусственными подобиями человека, вышедшими из-под контроля. Режиссер Ридли Скотт не дает прямой наводки, человек или репликант сам Декарт, но Форд говорит так: «Ридли хотел, чтобы я играл робота, а я играл человека». Возможно, это не так важно, его герой – своего рода связующее звено между роботами и людьми. Уставший от убийств, он пытается понять, почему все-таки взбунтовались репликанты, интуитивно нащупать границу (или ее отсутствие) между внутренним миром человека и робота. Это очень сложная роль, и Форд справился с ней блестяще.

В 1983 Форд возвращается к образу Хана Соло в фильме Звездные войны: Эпизод Шестой – Возвращение джедая. Затем снова становится профессором археологии в Индиане Джонсе и Храме Судьбы. На этот раз археолог в Индии, где сталкивается с культом поклонения свирепой богине Кали. Спилберг наполнил фильм мрачными эпизодами, и Форд опять же справился с задачей. Такую глубокую актерскую игру нечасто можно увидеть в развлекательном фильме.

Но настоящим актерским вызовом стал фильм австралийского режиссера Питера Уэйра Свидетель (1985). Снимающий многослойные произведения, основываясь на голливудских жанрах, Уэйр добился от Форда работы, пока не превзойденной им самим. Его герой, детектив Джон Бук расследует убийство полицейского. Убийцу видел мальчик, с матерью приехавший в большой город. Они – из общины эмишей (общество потомков голландских эмигрантов, не принимающее развитие цивилизации и живущее как-бы в 19 в.). В деле замешаны коррумпированные копы и когда за мальчиком начинается охота, раненый Бук вывозит его и мать к эмишам. Там человек «урбанистической» цивилизации вынужден жить по обычаям людей, ее не принимающих и ставящих во главу отношений в общине взаимопомощь и непротивление злу. Игра Форда – великолепна. Пожалуй, ни один из голливудских «крутых парней» современного кино (за исключением Клинта Иствуда) не смог бы так убедительно использовать свой имидж героя и создать трехмерный психологический портрет человека, меняющего взгляд на жизнь, переоценивающего ее. За эту роль Форд претендует на «Оскар», но несправедливо проигрывает.

Форд опять снимается у Уэйра, но уже в более противоречивом фильме Берег Москитов (1986). Чудаковатый американец-изобретатель Форд вместе со своей семьей и друзьями поселяется в джунглях Амазонки, вдали от цивилизации, чтобы основать общество людей, свободных от прогресса. Но желание стать чище и свободнее оборачивается безысходностью и разрушением грез, что приводит к безумию. Сложнейшая роль Форда не была понята и принята зрителями и многими критиками. Актер показывает опасность фанатизма, какими бы благими намерениями он не был вызван, заставляя в то же время понять и проникнуться симпатией к своему герою. За эту роль был номинирован на премию «Золотой глобус».

Третья драматическая роль Форда – в триллере Романа Полански Неистовый (1987), где он сыграл хирурга-американца, приехавшего с женой в Париж и утром обнаружившего, что она пропала. Поиски приводят его в мир ночных злачных мест Парижа, где его ждут встречи со странными людьми, от проституток до арабских террористов. Форд удачно вписался в параноидальный мир Поланского, сыграв типичного героя, опутанного тайнами вокруг и пытающегося не только разгадать их, но и идентифицировать себя в безумном мире.

После роли обаятельного миллионера в популярной комедии Майка Николса Деловая девушка (1988), Форд в третий раз воплотил образ И.Джонса (Индиана Джонс и Последний Крестовый поход, 1989). Нацисты, сокровища, проклятья, таинственные охранники древних тайн, смертоносные ловушки, белокурые «роковые женщины» – среди всей этой неразберихи он выглядел естественно, он словно рожден для этой роли и играет с достоинством, темпераментом и чувством юмора, не теряясь на фоне своего экранного отца Шона Коннери.

В детективе Алана Пакулы Презумпция невиновности (1990) сыграл драматическую роль прокурора высочайшего класса, обвиненного в убийстве своей любовницы. Ему, обвинявшему по долгу службы, приходится защищать себя. До самого финала держится в секрете главный вопрос – виновен прокурор или нет. За сдержанностью героя Форда скрываются бушующие страсти.

Неудачей оборачивается попытка сыграть потерявшего память адвоката в драме Кое-что о Генри (1991). Виноваты не Форд и не режиссер Майк Николс, а банальный и наивный сценарий. Поняв, что пора вернуться к своему образу героя экшн (действия), Форд снимается в роли агента ЦРУ в боевике по бестселлеру Т.Клэнси Игры патриотов (1992), придав убедительность среднему фильму о попытке мести ирландских террористов герою, спасшему британского принца от покушения. В Беглеце Эндрю Дэвиса, римейке 1960-х, хирурга Ричарда Кимбла обвиняют в убийстве жены, которого он не совершал и приговаривают к смертной казни. Но автобус, в котором Кимбла и других заключенных везут к месту казни, попадает в аварию. За сбежавшим доктором начинается охота, которую возглавляет федеральный агент (Томми Ли Джонс). Хотя «Оскара» получил Джонс, Форд привнес в жанр боевика гуманизм, зритель симпатизирует честному человеку, пытающемуся добиться справедливости. И опять сочетание человеческой слабости, обычности и способности совершать необыкновенные поступки, подвиги доказывает насколько убедителен Форд в этом жанре.