Содержание статьи
    Также по теме

    МАРИИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

    МАРИИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, крупнейший театр оперы и балета, один из старейших музыкальных театров России. Находится в Санкт-Петербурге.

    История Мариинского театра началась в 1783, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была создана придворная актерская труппа. От времени создания труппы до постройки здания прошло почти сто лет, а сам театр неоднократно менял название. После Октябрьской революции театр был передан в ведение народного комиссариата по просвещению; в 1919 получил статус академического; в 1920 вошел в систему академических театров Петрограда и Москвы и был переименован в ГОТОБ – Государственный театр оперы и балета. В 1934 было присвоено имя С.Кирова, в 1992 театру было возвращено его прежнее имя – Мариинский.

    До середины 19 в. придворный театр (труппа еще не разделялась на драматическую и музыкальную) играл в помещении построенного по приказу Екатерины Великой Большого (Каменного) театра. Он был возведен на площади Карусель, которая позже была переименована в Театральную.

    Новый театр поначалу ориентировался на итальянские оперы; но в репертуаре появлялись и произведения отечественных композиторов: Орфей и Ямщики на подставе Е.Фомина, Мельник – колдун, обманщик и сват М.Соколовского, Несчастье от кареты В.Пашкевича. В них закладывались основы русского музыкально-драматического стиля. Одновременно в театре шло формирование отечественной исполнительской школы – оперной и балетной.

    На рубеже 18–19 вв. в театре выступали знаменитые оперные певцы: Н.Семенова, Я.Воробьев, А.Пономарев, А.Рамазанов, П.Злов, Е.Сандунова, П.Булахов; артисты балета И.Вальберх, Е.Колосова, А.Истомина, А.Глушковский, Н.Гольц, А.Новицкая и др. К 19 в. театр становится частью культурной жизни столицы. Оперная и балетная труппа оформляются в самостоятельные коллективы, и в 1803 драматическая труппа отделяется от музыкальных. Пока еще они работают в одном здании, перестроенном по проекту архитектора Ж.Тома де Томона.

    В это время во главе оперный труппы стоял К.Кавос – капельмейстер, оперный и балетный композитор, во главе балетной – Ш.Дидло. В их творчестве заметно стремление выйти за рамки придворного репертуара. Так, в 1813 был поставлен балет И.Вальберха и Огюста на музыку К.Кавоса Ополчение, или Любовь к отечеству (в котором отразился подъем патриотических настроений, связанных с Отечественной войной 1812), в 1815 – опера К.Кавоса Иван Сусанин (ставшей предтечей шедевра М.Глинки), в1823 – балет Кавказский пленник по Пушкину (либретто и постановка Ш.Дидло, композитор К.Кавос).

    Особенно значимым для театра и музыкального искусства России стал 1836 год. Оперно-балетная труппа, которая вошла в число лучших европейских коллективов, получила самостоятельность: драматический коллектив был переведен в Александринский театр. 27 ноября 1836 новый сезон театр открыл премьерой оперы М.Глинки Жизнь за царя – в том же здании, вновь реконструированном архитектором А.Кавосом, сыном К.Кавоса. Спектакль пользовался огромным успехом. Принято считать, что этот спектакль знаменовал собой рождение национальной классической оперы. Через шесть лет увидела свет вторая опера Глинки – Руслан и Людмила.

    В русском балетном искусстве того времени главенствовали романтические тенденции. Наибольшую известность в 1840-е получили балеты Ж.Перро Жизель; Эсмеральда; Катарина, дочь разбойника; Корсар.

    Несмотря на зрительский успех, к 1843 для русской оперы наступили не лучшие времена: в Петербург была приглашена труппа итальянцев, под спектакли которой отдали сцену театра. Через три года русская труппа была переведена в Москву (часть русских певцов была зачислена в итальянскую труппу), а на постановку произведений отечественных композиторов в Петербурге был наложен официальный запрет. В 1850 русская опера возвратилась в Петербург, однако влачила жалкое существование. Своего здания у театра не было, спектакли игрались в деревянном театре-цирке в вечера, свободные от выступлений цирковых артистов. Театр-цирк стоял на том самом месте, где расположен Мариинский театр сегодня.

    В 1859 произошло событие, которое дало новый толчок развитию российского музыкального искусства в Петербурге: театр-цирк сгорел, через год А.Кавос восстанавливает здание, теперь оно предназначено только для музыкальных спектаклей. Театр был торжественно открыт 2 октября 1860 оперой Жизнь за царя. Тогда он получил название Мариинский, в честь царствующей императрицы, супруги Александра II. Главным капельмейстером стал К.Лядов.

    Через три года его сменил Э.Направник, отдавший служению Мариинскому театру более полувека, до 1916. Под его руководством сформировался блестящий творческий коллектив, успешно выдерживавший конкуренцию с итальянской труппой, продолжавшей работать в Большом Каменном театре до конца 19 в. К популярнейшим О.Петрову, М.Степановой и др. добавились молодые исполнители, продолжившие традиции русской оперы и ставшие кумирами нового поколения зрителей. В 1880-е на сцене театра блистали Ю.Платонова, М.Сариотти, Ф.Комиссаржевский, И.Мельников, Ф.Стравинский, Е.Мравина, М.Славина, Н. и М.Фигнеры, М.Долина, Е.Павловская; на рубеже столетий – В.Куза, Н.Фриде, Н.Забела, М.Корякин, Ф.Литвин, А.Давыдов, И.Алчевский, В.Касторский и др. Своим творчеством они подготовили появление двух оперных гигантов, во многом определивших развитие русского и мирового музыкального искусства – И.Ершова и Ф.Шаляпина.

    К началу 20 в. в театре впервые были поставлены Каменный гость и Русалка А.Даргомыжского, Юдифь, Рогнеда и Вражья сила А.Серова, произведения Н.Римского-Корсакова – от Псковитянки до Сказания о невидимом граде Китеже, Борис Годунов и Хованщина М.Мусоргского, Князь Игорь А.Бородина, Демон А.Рубинштейна, все оперы П.Чайковского (премьерой Чародейки в 1887 дирижировал сам автор). Широко были представлены и произведения европейских композиторов: Пророк Дж.Мейербера, Кармен Ж.Бизе, Ромео и Джульетта Ш.Гуно, Мефистофель А.Бойто, Манон Ж.Массне, несколько опер Дж.Верди, в том числе – написанная по заказу театра Сила судьбы, оперы Р.Вагнера, среди которых выделяется постановка всей тетралогии Кольцо нибелунга.

    Первые опыты оперной режиссуры в театре связаны с именем О.Палечека. В начале 20 в. принципы новаторской режиссуры в Мариинском театре представлены в постановках В.Мейерхольда: Тристан и Изольда Р.Вагнера, Орфей и Эвридика К.В.Глюка, Борис Годунов М.Мусоргского, Электра Р.Штрауса, Каменный гость А.Даргомыжского, Снегурочка Н.Римского-Корсакова, Соловей И.Стравинского.

    К постановкам в качестве соавторов привлекались художники А.Головин, К.Коровин, А.Бенуа, В.Серов. Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, был в 1914 выполнен по эскизам А.Головина (в 1952 художник С.Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса, в соответствии с цветом обивки кресел и драпировок зрительного зала из темно-красного занавес превратился в сине-голубой).