Содержание статьи
    Также по теме

    ЗАХАРОВ, МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ

    ЗАХАРОВ, МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1933), русский актер, режиссер, театральный педагог. Народный артист СССР (1991), лауреат Государственных премий СССР (1987) и Российской Федерации (1992). Родился 13 октября 1933 года в Москве. После окончания актерского факультета ГИТИСа им. А.В.Луначарского в 1955 (курс И.Раевского) работал актером в Пермском областном драматическом театре, Московском театре им. Н.Гоголя, выходил в массовке на сцены театров им. М.Ермоловой, им. Вл. Маяковского; был актером и режиссером Московского театра миниатюр (1960–1964; среди постановок – Неужели вы не замечали? по В.Полякову, 1964). Режиссурой начал заниматься в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем Московского станкостроительного института. В студенческом театре МГУ поставил Карьеру Артура Уи Б.Брехта (совм. с С.Юткевичем, 1964), Дракона Е.Шварца (1966), Хочу быть честным по В.Войновичу (1966).

    С 1965 – режиссер Московского театра Сатиры, где поставил Видерман и поджигатели М.Фриша (1966), Банкет А.Арканова и Г.Горина (1969; первая совместная работа с Гориным, соавтором многих спектаклей), Проснись и пой М.Дьярфаша (1970, совм. с А.Ширвиндтом), Темп-1929 по Н.Погодину (1972), Чудак-человек В.Азерникова (1973). Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль Доходное место А.Островского (1967). Режиссер и художник В.Левенталь поместили Жадова (А.Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода. «Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве».

    В Московском театре им. Вл.Маяковского Захаров по приглашению А.Гончарова поставил Разгром по роману А.Фадеева (1971) – судьбоносный в его творчестве спектакль. Инсценировав повесть совместно с И.Прутом, роежиссер начал «свою игру с советским мифом». Этой работой, решенной «в стиле революционной саги» о большевике Левинсоне (А.Джигарханян), Захаров делал то же, что «Таганка» и «Современник»: «защищал устои и очищал принципы».

    С 1973 Захаров – главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола (с 1991 Московский театр «Ленком»). Первая постановка в этом театре – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973). Режиссер мюзиклов Тиль Горина по мотивам Ш. де Костера (1974), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты по произведениям П.Неруды (1976) и первой рок-оперы на советской сцене Юнона и Авось А.Рыбникова – А.Вознесенского (1981). Другие спектакли: В списках не значился Ю.Визбора по мотивам Б.Васильева (1975), Иванов (1975) А.П.Чехова, Парень из нашего города К.Симонова (1977), Вор В.Мысливского (1978), Жестокие игры А.Арбузова (1979, первая совместная работа с сценографом О.Шейнцисом), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983).

    После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые. Не он первым вывел на сцену рок-группу, но событием стало именно появление ВИА «Аракс» в популярнейшем Тиле. Не он первым поставил Л.Петрушевскую, но в общественном сознании ее имя утвердили ленкомовские Три девушки в голубом (1985). Своего рода эмблемой театральной перестройки и гласности стала Диктатура совести М.Шатрова (1986). В конце 1980-х годов окончательно оформилась отвечавшая духу времени художественная идеология режиссера.

    В 1989 Захаров выпустил Мудреца по пьесе Островского На всякого мудреца довольно простоты – «документ... пестрого, сложного, переходного времени, состояния наших нервов, нашей души и зрения, свидетельство того, какое искусство это время рождало». В Поминальной молитве Горина по Шолом-Алейхему (1989) Захаров, не отказавшись от зрелищности, театральности, поставил свой самый «простодушный», «незащищенный» спектакль, противостоящий агрессии. В далеком, по сравнению с другими, от политики спектакле Школа для эмигрантов Д.Липскерова (1990) сюжет был важнее слова, а постановочные находки важнее сюжета. В жанре «взрыва» был поставлен Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993). Вслед за пронзительной Чайкой Чехова (1994) Захаров выпустил оперу для драматического театра Королевские игры Горина – Ш.Каллоша по мотивам пьесы М.Андерсона 1000 дней Анны Болейн (1995). «Горек, ужасен, смешон и – трогателен, восхитителен, верен коллективный портрет русского человека в европейском интерьере», выведенный им в спектакле Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997). Мистификация Н.Садур (1999) – один из самых сложных» и «самых свободных», «самых нервных и неровных» спектаклей Захарова последних лет.

    Захаров – художественный руководитель постановки Город миллионеров (реж. Р.Самгин, 2000).

    Много и успешно работает в кино и на телевидении. Среди снятых им кинофильмов – Двенадцать стульев (1976), Обыкновенное чудо (1978), Тот самый Мюнхгаузен (1979), Дом, который построил Свифт (1983), Формула любви (1984), Убить дракона (1988). Выступал в качестве автора и соавтора сценариев фильмов Звезда пленительного счастья, Земля Санникова, Белое солнце пустыни (ему принадлежит авторство писем Сухова) и др. Автор статей по вопросам театра и политики, книг Контакты на разных уровнях и Суперпрофессия, посвященных проблемам современной режиссуры. Профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС).

    См. также ТЕАТР «ЛЕНКОМ».

     ИТАР-ТАСС     МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ ЗАХАРОВ

    Литература

    Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988
    Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999
    Захаров М. Суперпрофессия: Творческий путь. М., 2000