Также по теме

ИСКУССТВО

ИСКУССТВO – КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД – период так называемых «больших стилей», охватывающий историю искусства от Древнего мира до рубежа 19–20 вв. Представляет художественные традиции, «достигшие в себе полноты и задающие норму для будущего» (М.Хайдеггер), формирует общепризнанный образ искусства – искусства как такового.

Становление классической изобразительной системы.

Развитие изобразительной системы – результат изменения функций изобразительной деятельности в процессе возникновения письменности и государства. В Древнем Египте и государствах Двуречья все виды искусства от изготовления украшений до возведения храмов и усыпальниц с их живописным и скульптурным убранством становятся делом профессионалов. Неотъемлемые качества произведения классического искусства – высокий уровень технического исполнения, совершенствование мастерства, следование признанным образцам.

Стилистические и сюжетные инновации намечаются уже в переходном периоде – в начале бронзового века.

Доминирующие в искусстве неолита зооантропоморфные и условные антропоморфные образы уступают место персонифицированным изображениям, появляется портрет. Эти превращения заслуживают пристального внимания. При увеличивающемся разнообразии сюжетов и иных параметров, связанных со становлением и развитием классического искусства, изображения человека имеют исключительное значение. Эволюция антропоморфного образа на каждом этапе отражает содержательные изменения в картине мира.

Именно этот сюжет служит алгоритмом, который выявляет своеобразие и целостность классического периода. История классического искусства – это процесс становления такой картины мира, в центре которой в конечном счете окажется Человек.

См. также ДОПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА.

Предшествующий классическому – дописьменный период завершается переходом от тотального зооморфизма к зооантропоморфным образам традиционного искусства. Первые портретные изображения создаются в искусстве ранних государств, таких, как африканские Ифе и Бенин. Процесс постепенного освобождения центральных образов классического искусства (духов, демонов и богов Древнего мира) от зооморфных элементов – процесс чрезвычайно длительный. Переход от зооантропоморфных божеств Древнего Египта к полностью антропоморфным богам Олимпа, затем к богочеловеческому образу Христа (и вполне человеческим – апостолов) предваряет и предвещает антропоцентрические представления Нового времени. Искусство эпохи Просвещения – это уже апофеоз Человека. Распад классической изобразительной системы совпадает с эпохой научно-технических открытий, становлением индустриального социума и распадом антропоцентрической картины мира.

Структурные изменения начинаются в конце неолита. Типичные для этого времени условные антропоморфные образы радикально трансформируются. Сложный, многоплановый процесс уже с самого начала выявляет определенную тенденцию. По-прежнему наиболее распространенным остается условное человеческое изображение. Но теперь в центре внимания не средняя часть фигуры, но ее верхняя точка – голова, которая становится сакральным объектом. Если характерный для палеолитического периода тип изображений можно назвать соматическим, то происходящую перемену следует определить как переход к кефаломорфизму.

Голова – носитель уникальных черт; узнаваемость впервые достигается в парадных портретах правителей ранних государств и, по-видимому, вначале служит одним из инструментов власти. Со всей определенностью портретные черты появляются в искусстве Древнего мира, однако стремление к персонификации, индивидуализации образа возникает в более ранней – предписьменной фазе. В традиционных высокоразвитых обществах и на уровне раннегосударственных образований периодически уже существует такая потребность. Это проявляется в относительной натуралистичности и намеках на портретность ифской и отчасти ранней бенинской скульптуры, а в тех случаях, где уровень развития художественной традиции этого не позволяет, – в наборах символов, индивидуальных для персонифицированного изображения.

Близкий к палеолитическому тип гипертрофированной женской фигуры – воплощение витальности, плодоносящего начала, развитие которого можно видеть в мальтийских и некоторых кипрских женских статуэтках, представляющих женщину в виде массивной округлой фигуры, еще занимает значительное место в иконографии неолита – халколита (медный век). Вместе с тем все чаще появляются артикулированные, пропорциональные фигуры (например, Бог с серпом – Чезвар Гусковес, Венгрия, Тисская культура; Сидящий на стуле – Сескло, Греция; зооантропоморфные статуэтки – Косовски, Югославия, культура Винча и др.). В скульптуре – особенно ближневосточной – появляются и утверждаются более натуралистические, нежели в наскальных изображениях. (Ср. глиняные женские статуэтки из Туренг Тепе, Иран, II тысячелетие до н.э. Более условны каменные фигурки из Трои и Тель-Асмара, Ирак, мраморные гитарообразные кикладские «идолы».) В то же время в другой группе изображений усиливается процесс схематизации.

Почти одновременно в скульптуре и наскальном искусстве человеческие изображения начинают члениться на верхнюю и нижнюю части, что в конечном счете приводит к созданию «битреугольной» фигуры. Этот тип изображений, эволюционирующих к знаку, характерен для поздней стадии наскального искусства Старого и Нового Света.

Переход от неолита к металлу – судьбоносный перекресток истории. От него начинается либо крутой подъем, либо застой: относительный, абсолютный или прерываемый, как в Западной Африке, периодически расцветающими цивилизациями, которые со временем вновь растворяются в породившей их стихии местной традиционной культуры. Эта последняя также не остается в состоянии стагнации, как можно было бы предположить, исходя из ее недавнего состояния. Находясь на периферии таких центров, как Ифе, Бенин и др. (см. АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО), традиционные культуры получали импульсы к инновациям в различных сферах. Это относится к техническим усовершенствованиям, социальной организации, а также к определенным аспектам художественной культуры. Употребление металла на протяжении более чем полутора тысячелетий при сохранении дописьменного, догосударственного состояния – это особенность традиционной культуры.

Иконография традиционного искусства представляет собой синтез первобытной зооморфности с кефаломорфизмом, возникающим в Западной Африке, как и повсюду, в самом конце неолита – начале века металла. Если на юге Африки в это время сохраняется реликт первобытной культуры, а гвинейское побережье являет многочисленные образцы мерцающей государственности, то в долине Нила эта эпоха дала начало крутому подъему, переходу охотничье-скотоводческого общества к одному из первых – самых мощных, стабильных государственных образований.

Древний Египет.

В числе факторов, обеспечивших появление здесь глубоко иерархизированного социума, письменности, профессионального искусства и других форм урбанистической культуры, можно видеть необычное плодородие почвы, бурное развитие частновладельческого скотоводства, интенсивное внедрение металлургии, использование рабского труда; каждый из этих факторов сыграл свою роль в период становления хозяйственных укладов Раннего царства, для становления которого огромное значение имели: географическое положение Египта на стыке евразийского и африканского континентов, пестрый этнический состав дельты Нила в додинастическую эпоху, встреча и взаимодействие здесь азиатских, средиземноморских, африканских этнических элементов, в числе которых присутствовали и создатели мезонеолитических скотоводческих цивилизаций Сахары. Разнообразные художественные изделия, принадлежащие местным – бадарийской, амратской, герцейской – энеолитическим культурам, дают представление об истоках древнеегипетского искусства.

Это искусство представляет египетский додинастический социум как родоплеменное общество, стоящее на относительно высокой ступени развития. Большая доля зооморфных изображений указывает на архаическую фазу; вместе с тем разнообразие предметов роскоши и их изощренные формы свидетельствуют о достаточно сложной социальной структуре.