Также по теме

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

CЕКСУАЛЬНОСТЬ, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, – стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Она включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, действиях, ролях и отношениях. Все эти явления взаимосвязаны, но они не всегда переживаются и выражаются совместно и одновременно. Сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личной, но и общественной жизни и культуры.

Сексуальность и репродукция.

Cлово «сексуальность» происходит от слова «секс», что значит пол и ассоциируется прежде всего с репродукцией (продолжением рода). Эти слова часто употребляется как синонимы, отчасти из соображений «приличия». Необходимость деторождения и репродуктивного здоровья признают все, тогда как сексуальность многим кажется «грязной» и они хотели бы ее минимизировать. На самом деле это взаимосвязанные, но далеко не тождественные явления.

Первоначально, в филогенезе сексуальное удовольствие, вероятно, возникло как стимул и вознаграждение за сложное и энергоемкое поведение, делающее возможным размножение раздельнополых организмов. Однако в процессе эволюции сексуальная функция и связанная с нею мотивация, включая поиск удовольствия, отделилась от репродуктивной и стала самоценной. Уже у высших животных сексуальность полифункциональна. Известно, что многие животные мастурбируют. Гомосексуальные контакты и привязанности достоверно описаны по крайней мере у 450 видов. Сексуальное поведение наших ближайших родственников – приматов связано не только с репродукцией и получением удовольствия, но и выполняет многообразные знаковые функции, связанные с установлением и оформлением иерархических отношений власти, поддержанием системы внутригрупповых отношений, урегулированием конфликтов и т.п.

Сексуальное поведение человека еще более разнообразно. Чтобы понять разницу между сексуальным и репродуктивным поведением, индивиду достаточно сопоставить, сколько детей он сознательно, а не потому что «так получилось», зачал и произвел на свет, с тем, сколько раз на протяжении жизни и для чего он осуществлял те или иные сексуальные действия. Но поскольку репродуктивные аспекты сексуальности являются биологически первичными и социально самыми важными, от них зависит сохранение и развитие вида и популяции, они всегда и везде подвергались наиболее тщательному и строгому социальному контролю и регулированию. Нерепродуктивным аспектам сексуальности культура уделяла значительно меньше внимания, а антисексуальные культуры считали их ненормальными и «противоестественными».

Этот взгляд унаследовала и ранняя сексология, считавшая биологически и культурно «нормальными» только такие сексуальные действия, которые способствовали или могли потенциально привести к зачатию (половой акт). Все прочие сексуальные действия и мотивы считались излишествами, рассматривались как нечто второстепенное и факультативное, как простая подготовка или завершение полового акта или даже как вредные и опасные «сексуальные извращения». Позже их стали называть сексуальными девиациями (отклонениями от нормы) или парафилиями (буквально – неправильное влечение). Лишь сравнительно недавно общественное сознание Запада приняло тот факт, что сексуальность сама по себе не направлена на деторождение, не нуждается в оправдании и является самоценной.

В конце ХХ в. мотивационное разделение сексуальности и репродукции обрело и материальную базу. С одной стороны, эффективная контрацепция (противозачаточные средства) позволяет людям заниматься сексом, не опасаясь нежелательного в данный момент зачатия. С другой стороны, искусственное осеменение и генная инженерия позволяют производить потомство «в пробирке», с заранее запрограммированными наследственными данными, без какого бы то ни было сексуального общения и даже личного контакта родителей.

Расширение сферы индивидуальной репродуктивной свободы чревато серьезными социальными последствиями, например, угрозой депопуляции, уменьшения народонаселения, вместо привычного перенаселения, или нарушения генетически необходимого соотношения полов, если «все» вдруг захотят рожать мальчиков. Вместе с тем оно открывает новые возможности регулирования рождаемости и стимулирования социально необходимого репродуктивного поведения, не прибегая к насилию над индивидами. Эмансипация, отделение сексуальности от репродукции заставляет говорить уже не о сексуальности, а о сексуальностях. Физиологически одно и то же действие (половой акт) может быть средством: 1) релаксации, разрядки полового возбуждения, когда качества партнера почти безразличны и можно обойтись с помощью мастурбации; 2) репродукции, когда важен не столько процесс, сколько конечный результат, эротические соображения играют ничтожную роль, зато очень важны социальные или природные качества «производителя»; 3) рекреации, чувственного наслаждения, когда на первый план выступают игровые аспекты секса, особое значение придается новизне, разнообразию эротической техники, психологическая интимность при этом необязательна, а сексуальное удовлетворение партнера входит в правила игры лишь как способ увеличить собственное удовольствие; 4) познания, удовлетворения сексуального любопытства, когда партнер выступает прежде всего как объект познания (библейское выражение «познать женщину»); 5) коммуникации, общения, когда сексуальная близость служит средством личностной интимности, выхода из одиночества, слияния двоих в единое целое, что предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности; 6) самоутверждения, когда на первом плане – потребность индивида проверить или доказать самому себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять, гипертрофия этого мотива обычно связана с чувством тревоги и неуверенности в себе; 7) достижения каких-то несексуальных целей, например, материальных выгод (брак по расчету) или повышения своего статуса и престижа в глазах окружающих, в любом случае здесь превалирует ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих; 8) поддержания определенного ритуала или привычки, доказательства стабильности существующих отношений; 9) компенсации, замены каких-то других, недостающих способов эмоционального удовлетворения, типичная черта компенсаторной сексуальной активности – ее вынужденный, принудительный характер и постоянная неудовлетворенность результатами.

Каждый из этих мотивационных комплексов относительно автономен, в зависимости от него меняется даже последовательность психосексуальных реакций. Например, релаксационная модель предполагает, что сексуальное возбуждение предшествует эротическому воображению, тогда как рекреационная модель предполагает обратную последовательность. Кроме того, в ходе развития отношений один мотив может перерастать в другой (например, флирт перерастает в серьезное увлечение), изменяя тем самым природу отношения как целого. К тому же эти мотивы переплетаются и зачастую не осознаются, а полностью вообще не осознаются никогда.

Поскольку ни на социальном, ни на психологическом, ни на физиологическом уровне анализа сексуальности не является самодовлеющей сущностью, это слово чаще употребляется не как существительное, а как прилагательное: сексуальное поведение, сексуальные действия, сексуальное возбуждение, сексуальное воображение, сексуальная культура и т.п.

Сексуальные свойства отдельно взятого индивида (его сексуальная возбудимость, возраст полового созревания, сила, длительность и направленность сексуального желания и т.д.) производны от его психофизиологической индивидуальности и особенностей развития и воспитания. Совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в зародышевой фазе и в раннем детстве, иногда называют половой конституцией. Половая конституция характеризует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне сексуальной активности (когда человек созревает, насколько велики его сексуальные запросы и желания) и его сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере (Г.С.Васильченко). Половая конституция проявляется, в частности, в темпах и сроках полового созревания, которые у разных людей весьма различны. Уровень сексуальной активности, нормальный и необходимый для одного человека, может быть совершенно недостаточным или избыточным для другого.