КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ

КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ (1904–1987), русский композитор и общественный деятель. Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. 4 Кб (412 слов)

КАБАЛЬЕ, МОНТСЕРРАТ

КАБАЛЬЕ, МОНТСЕРРАТ (Caballé Montserrat), полное имя Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк (Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folc) (р. 1933), испанская оперная певица. Ее голос стал величайшим сопрано Испании, он имеет и мягкость, и непревзойденную силу. Ее репертуар разнообразен, она пела итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку, в т.ч. 4 Кб (391 слово)

КАДЕНЦИЯ

КАДЕНЦИЯ, музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная, виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение, преимущественно в итальянской опере 17–18 вв. и в музыке 19 в. для солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и выдержанная в духе импровизации форма. Каденция помещалась в конце какой-либо части концерта для солирующего инструмента с оркестром и предоставляла исполнителю возможность блеснуть техническим мастерством.

1 Кб (140 слов)

КАЗАЛЬС, ПАБЛО

КАЗАЛЬС, ПАБЛО (Casals, Pablo) (1876–1973), испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами. В 1888 он начал заниматься на виолончели у Х.Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. 3 Кб (329 слов)

КАЛИННИКОВ, ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ

КАЛИННИКОВ, ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, русский композитор

2 Кб (204 слова)

КАЛИННИКОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

КАЛИННИКОВ, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ (1870—1927), русский композитор, младший брат Василия Калинникова. Родился в селе Воины Орловской губернии 18 февраля (2 марта) 1870. Учился в Орловской духовной семинарии, затем в московском Филармоническом училище по классам гобоя и теории музыки; играл в разных театральных оркестрах, преподавал пение в музыкальных школах и училищах Москвы; в 1899–1901 заведовал музыкальной частью Художественного театра. 1 Кб (160 слов)

КАЛЛАС, МАРИЯ

КАЛЛАС, МАРИЯ (Callas, Maria) (1923–1977), выдающаяся греческая оперная певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны. Яркостью пения и игры она произвела революцию на оперной сцене, преобразив в серьезную драму то, что обычно понималось как скучная оперная рутина.

3 Кб (313 слов)

КАЛЛИОПА

КАЛЛИОПА, музыкальный инструмент, сконструированный в 19 в. в США и названный по имени музы эпической поэзии. Из парового котла под давлением нагнетается пар в трубки типа органных с диапазоном в несколько октав. Для игры используется клавиатура. Изобретенная с целью привлечения публики в плавучие театры и цирки, каллиопа отличалась громким пронзительным звучанием.

См. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

1 Кб (54 слова)

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. 6 Кб (496 слов)

КАНОН

КАНОН (греч. kanon, «правило», «образец», «мерило»). Полифоническая пьеса, основанная на точной имитации: голоса вступают поочередно с той же темой. В ранних образцах жанра словом canon обозначалась ремарка в нотах, указывавшая на способ исполнения канона. Канонические приемы впервые получили развитие в формах 14 в. – рота (итал. rota, «колесо») и качча (итал. caccia, «охота»). Если мелодическая линия может вернуться к началу и снова повторяться, образуется т.н. бесконечный, круговой канон (рота, рондола, раунд). 1 Кб (147 слов)