ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО

ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО (Pavarotti, Luciano) (1935–2007), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти – превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из «суперзвезд» оперной сцены 20 столетия.

3 Кб (356 слов)

ПАГАНИНИ, НИККОЛО

ПАГАНИНИ, НИККОЛО (Paganini, Niccolò) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Родился 27 октября 1782 в Генуе.

2 Кб (211 слов)

ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН

ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН (Paderewski, Ignace Jan) (1860–1941), польский пианист, композитор, государственный деятель. Родился 18 ноября 1860 в с.Куриловка в Подолии (ныне на Украине). Хотя мальчик начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в семь лет, он развивался довольно медленно, занимаясь сначала у частных педагогов, а потом в Варшавском музыкальном институте (позднее преподавал там фортепиано). Занимался в Берлине, где на Падеревского обратили внимание Антон Рубинштейн и другие известные музыканты. 2 Кб (194 слова)

ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ

ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ (Paisiello, Giovanni) (1740–1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св. Онуфрия в Неаполе, где Паизиелло учился девять лет (с 1754).

3 Кб (307 слов)

ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА

ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА (Palestrina, Giovanni Pierluigi da) (ок. 1525–1594), итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи. 7 Кб (832 слова)

ПАРТИТА

ПАРТИТА (итал. partita от лат. pars, «часть»). Буквально – многочастное сочинение. Термин имеет несколько значений: 1) С конца 16 в. до начала 18 в. в Италии и Германии – обозначение вариации в цикле вариаций. Название употреблялось И.С.Бахом для ряда его инструментальных сюит и Дж.Фрескобальди; 2) В 17–18 вв. партита была равнозначна термину «сюита». В этом значении термин «партита» использовался композиторами 20 в.

1 Кб (63 слова)

ПАССАКАЛЬЯ

ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; исп. pasacalle, «уличная песня»). Источник жанра – медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в. Пассакльей обычно называли произведение более монументальное, торжественное, исполнявшееся в медленном темпе. 1 Кб (118 слов)

ПАССИОНЫ (СТРАСТИ)

ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) (буквально «страсти»; от лат. passio, «cтрадание»). Произведение ораториального характера, в котором излагается история предательства Иуды, последние дни жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст – по одному из четырех евангелий.

1 Кб (141 слово)

ПАСТОРАЛЬ (в музыке)

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку. Жанр пасторали нередко встречается в произведениях, связанных с темой Рождества Христова (например, кончерто гроссо № 8 А.Корелли, написанное к празднику Рождества; Рождественская оратория Баха, Мессия Генделя).

1 Кб (58 слов)

ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1916–1995), русский композитор и педагог. Родился в Москве 12 (25) марта 1916. Сочинял с детства; после окончания железнодорожного училища поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию, которую окончил в 1940 по классу композиции Н.Я.Мясковского. В 1942–1959 преподаватель Московской консерватории, с 1959 до конца дней – профессор кафедры композиции Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (среди его учеников – С.А.Губайдулина).

3 Кб (335 слов)