БАБАДЖАНЯН, АРНО АРУТЮНОВИЧ

БАБАДЖАНЯН, АРНО АРУТЮНОВИЧ (1921–1983), армянский композитор, пианист. Родился в Ереване 22 января 1921. В 1947 окончил Ереванскую консерваторию (класс композиции В.Г.Тальяна), в 1948 – Московскую консерваторию (класс фортепиано К.Н.Игумнова). В 1946–1948 брал уроки композиции у Г.И.Литинского в Доме культуры Армянской ССР в Москве и у В.Я.Шебалина в Московской консерватории. С 1950 преподавал в Ереванской консерватории (класс фортепиано, с 1956 в должности доцента). 2 Кб (188 слов)

БАГАТЕЛЬ

БАГАТЕЛЬ (франц. bagatelle «безделушка»). Небольшое инструментальное произведение (обычно для клавишных инструментов). Первым употребил это название Ф.Куперен, композитор позднего барокко; однако жанр получил достаточно широкое распространение в музыке 19 в. лишь после того, как Л.В.Бетховен создал свои багатели ор. 33, 119, 126.

1 Кб (41 слово)

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

3 Кб (404 слова)

БАЛАЛАЙКА

БАЛАЛАЙКА — народный русский музыкальный щипковый струнный инструмент.

Сведения о балалайке впервые появляются в письменных памятниках не ранее 18 столетия. Балалайка оттеснила исчезающую к тому времени из употребления домру. Вероятно, балалайка — татарского происхождения и являлась, по мнению русского музыкального критика, теоретика музыки и композитора А.С.Фаминцына (1841–1896), видоизменением домры.

2 Кб (257 слов)

БАЛАНЧИВАДЗЕ, МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ

БАЛАНЧИВАДЗЕ, МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ (1862–1937), грузинский композитор, основоположник грузинской композиторской школы. Родился в деревне Баноджа близ Кутаиси 12 (24) декабря 1862 в семье сельского священника. Обучался в духовной семинарии в Тбилиси, пел в хоре экзарха Грузии, был помощником регента. С 1880 пел в Тбилисском оперном театре (обладал красивым баритоном). С 1889 учился в Петербургской консерватории (по классу вокала; с 1891 по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова). 2 Кб (285 слов)

БАЛЛАДА

БАЛЛАДА (англ. ballad, нем. ballade, франц. ballade). По происхождению – плясовая песня. Уже в 13 в. английская баллада стала особой сольной песенной формой, и в последующие периоды этот жанр не претерпел существенных изменений. Ныне балладой именуется романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня популярного типа.

2 Кб (205 слов)

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА, английский музыкально-драматический жанр, в котором диалог перемежается незамысловатыми песенками. Процветал в Англии с 1728 до 1740-х годов. Тексты песен исполнялись на популярные оперные и танцевальные мелодии. Классической балладной оперой и единственной, дожившей до 20 в., стала Опера нищего (The Beggar's Opera), впервые представленная в 1728 и с тех пор постоянно возобновлявшаяся. Драматург Д.Гей и аранжировщик музыки Дж. 1 Кб (118 слов)

БАЛЛАТА

БАЛЛАТА (итал. ballata). Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladée) – плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. В 13 в. баллата была одноголосной, а в 14 в., в эпоху итальянского ars nova, она становится полифонической. Обычно баллата состоит из трех строф, по шести строк в каждой, с одноголосным рефреном, повторяющимся в начале и в конце строфы. Известные баллаты принадлежат итальянскому композитору Франческо Ландино.

1 Кб (71 слово)

БАЛЛЕТТО

БАЛЛЕТТО (итал. balletto). Разновидность мадригала, вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра – введение в текст дополнительных «бессмысленных» слогов, типа «фа-ля-ля»: отсюда еще одно наименование жанра – «фа-ля», впервые отмеченное английским композитором и теоретиком Томасом Морли (1597). 1 Кб (94 слова)

БАНДЖО

БАНДЖО, струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Т.Джефферсон упоминает о банджо в 1784; по-видимому, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В 19 в. банджо стал использоваться менестрелями и таким образом проник в ранние джаз-банды в качестве ритмического инструмента. 1 Кб (99 слов)