ЭКСПРОМТ

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus от глагола expromo, «выкладываю», «обрушиваю»; франц. impromtu). Значение латинского слова предполагает, что экспромт – пьеса, сочиненная под влиянием данной минуты, данной ситуации. В фортепианной литературе 19 в. это небольшие пьесы произвольной формы, необязательно импровизационного характера. Среди первых произведений в жанре экспромта – фортепианные экспромты Я.В.Воржишека (ор.7; 1822). 2 Кб (106 слов)

ЭЛГАР, ЭДУАРД УИЛЬЯМ

ЭЛГАР, ЭДУАРД УИЛЬЯМ (Elgar, Edward William) (1857–1934), английский композитор-симфонист, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла (ум. 1695). Элгар родился 2 июня 1857 в Бродхите (в Вустере). Отец служил органистом католического храма св. Георгия в Вустере и играл на скрипке в оркестре на ежегодных хоровых фестивалях. Элгар иногда заменял отца в церкви, а позже и в фестивальном оркестре.

4 Кб (521 слово)

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ (от греч. траурное пение в сопровождении авлоса), музыкальное произведение грустного характера с мотивами одиночества, страданий, неразделенной любви.

Этот поэтико-музыкальный лирический жанр зародился в Древней Греции. Элегии были разнообразны по содержанию: воинственные, любовные, философские и др. В Древнем Риме преобладала любовная элегия.

2 Кб (188 слов)

ЭЛЛИНГТОН, ЭДВАРД КЕННЕДИ ДЮК

ЭЛЛИНГТОН, ЭДВАРД КЕННЕДИ «ДЮК» (Ellington, Duke) (1899–1974), афроамериканский джазовый музыкант, композитор, пианист. Родился в Вашингтоне (округ Колумбия) 29 апреля 1899. В отличие от большинства джазменов первого поколения, получил прозвище Duke («Герцог») подростком за подчеркнутое внимание к своей одежде. Уже тогда проявились его способности к живописи: он даже получил грант, который давал возможность продолжить учебу в колледже по специальности (выражаясь современным языком) промышленного дизайна. 8 Кб (975 слов)

ЭЛО

ЭЛО (ELO – Electric Light Orchestra), английская музыкальная группа. Создана в 1972.

Исходный состав: Джефф Линн (Jeff Lynne) – вокал, гитара, клавишные, Рой Вуд (Roy Wood) – вокал, разнообразные инструменты, Бев Беван (Bev Bevan) – ударные, Ричард Тэнди (Richard Tandy) – бас, Билл Хант (Bill Hunt) – духовые, Стив Вулэм (Steve Woolam) – скрипка.

8 Кб (1068 слов)

ЭЛЬМАН, МИША

ЭЛЬМАН, МИША (Elman, Mischa) (1891–1967), русско-американский скрипач, в течение более полувека один из всемирно известных виртуозов. Родился 20 января 1891 в селе Тальное на Украине. В возрасте шести лет поступил в Одесскую консерваторию, через пять лет – в Петербургскую, в класс Л.Ауэра. Успешно сыграв дипломный экзамен, Эльман 14 октября 1904 дебютировал в Берлине и был признан местной публикой как блестящий вундеркинд. После ряда концертов на континенте Эльман в 1905 впервые выступил в Лондоне, заложив тем самым фундамент своей будущей славы. 2 Кб (186 слов)

ЭНДИ, ВЕНСАН Д'

ЭНДИ, ВЕНСАН Д' (D'Indy, Paul Marie Théodore Vincent) (1851–1931), французский композитор и педагог-просветитель. Поль Мари Теодор Венсан д'Энди родился 27 марта 1851 в Париже. Его воспитанием занималась бабушка, женщина с сильным характером и страстная любительница музыки. Д'Энди брал уроки у Ж.Ф.Мармонтеля и А.Лавиньяка; регулярные занятия были прерваны франко-прусской войной (1870–1871), во время которой д'Энди служил в Национальной гвардии. 3 Кб (356 слов)

ЭНЕСКУ, ДЖОРДЖЕ

ЭНЕСКУ, ДЖОРДЖЕ (Enescu, Georges) (1881–1955), румынский скрипач, композитор и дирижер. Родился 19 августа 1881 в Ливени (Румыния). Окончив Венскую консерваторию в возрасте 13 лет, Энеску поступил в Парижскую консерваторию, где получил первую премию за игру на скрипке. С равным успехом выступал как солист и как дирижер; в качестве педагога в течение нескольких лет был наставником Иегуди Менухина. 1 Кб (94 слова)

ЭНИМАЛЗ

ЭНИМАЛЗ (Animals), английская вокально-инструментальная группа. Состав (1964): Алан Прайс (Alan Price, р. 1942), Эрик Бердон (Eric Burdon, р. 1941), Брайен Чандлер (Bryan Chandler, р. 1948), Джон Стил (John Steel, р. 1941), Хилтон Валентайн (Hilton Valentine, р. 1943).

4 Кб (400 слов)

ЭОЛОВА АРФА

ЭОЛОВА АРФА, музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором. Инструмент устанавливают на открытом воздухе, где ветер колеблет струны, а возникающий звук усиливается резонаторным ящиком. Известное в течение многих веков, это устройство с его бесплотным и таинственным звучанием, порождаемым различными обертонами общего тона струн, было наиболее популярным в эпоху раннего романтизма, приблизительно с 1760 по 1850.

1 Кб (65 слов)